Олень — зверь Родов и Велесов. Обсуждение на LiveInternet

Большерогий или ирландский олень является вымершим видом, относящимся к роду гигантских оленей, семейству оленевых. Территория его обитания простиралась от

† Большерогий олень
Научная классификация промежуточные рангиДомен:
Эукариоты
Царство: Животные
Подцарство: Эуметазои
Без ранга: Двусторонне-симметричные
Без ранга: Вторичноротые
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Инфратип: Челюстноротые
Надкласс: Четвероногие
Класс: Млекопитающие
Подкласс: Звери
Инфракласс: Плацентарные
Надотряд: Лавразиотерии
Отряд: Парнокопытные
Подотряд: Жвачные
Семейство: Оленевые
Подсемейство: Настоящие олени
Род: † Гигантские олени
Вид: Большерогий олень
Международное научное название Megaloceros giganteus

(Blumenbach, 1799)

Ареал Геохронология
вымер 0,02 млн лет
млн лет Эпоха П-д Эра
Чт К а й н о з о й
2,588
5,33 Плиоцен Н е о г е н
23,03 Миоцен
33,9 Олигоцен П а л е о г е н
55,8 Эоцен
65,5 Палеоцен
251 Мезозой


Наше время

Мел-палеогеновое вымирание

EOL 4446592
149394

Большерогий олень

[1], или
гигантский олень
[1], или
ирландский олень
[1] (лат. Megaloceros giganteus) — вымершее парнокопытное млекопитающее из рода Гигантских оленей (
Megaloceros
). Внешне сходен с ланью, но намного крупнее. Существовал в плейстоцене и раннем голоцене. Отличался крупным ростом и огромными (до 4 м в размахе) рогами, сильно расширенными вверху в форме лопаты с несколькими небольшими отростками. Строение зубов, конечностей и рогов показывает, что большерогий олень обитал на влажных лугах. Жить в лесах могли только самки или самцы, сбросившие рога — самец с рогами просто не смог бы там передвигаться.

Учёные называют причиной вымирания этого оленя наступление леса на открытые пространства, где он не мог обитать. Его вымирание стало частью общего процесса вымирания крупных животных, которому подверглись и многие другие виды. Был распространён в Европе, Азии и Северной Африке. Особенно много скелетов обнаружено в торфяниках Ирландии. На территории бывшего СССР больше всего останков большерогого оленя встречается в стоянках человека древнего каменного века в средних и южных широтах, включая Крым, Северный Кавказ и Казахстан; целые скелеты найдены на территории Рязанской и Свердловской областей.

  • Реконструкция большерогого оленя
  • Скелет из коллекции УОЛЕ
  • Схема скелета

Ближайшие сородичи

Из-за лопатовидной формы рогов этот вымерший вид гигантского оленя с самого начала считался близким родственником лосей и современных ланей. Более поздние морфологические и молекулярные исследования доказали его родство с нынешним оленем канадским (лат. Cervus elaphus canadensis) и благородным оленем (лат. Cervus elaphus). Лишь последние генетические исследования подтвердили окончательно, что ближайшим родственником Megaloceros giganteus, на самом деле, является европейская лань.

Вымирание[править | править код]

Ранее предполагалось, что гигантский олень вымер вследствие расширения лесов по окончании последнего ледникового периода. Считалось, что в лесной местности крупные рога были помехой, в особенности при спасении бегством от врагов. Со временем, однако, подобные предположения стали считаться наивными. Гигантские олени были на протяжении сотен тысяч лет весьма успешными животными. Их вымирание стало частью общего процесса вымирания крупных животных, которому подверглись и многие другие виды.

Гигантский мегалоцерас: происхождение

Археологические исследования показывают, что Megaloceros giganteus жил в Северной Европе и Северной Азии (обитал на территории почти всей Евразии: от Ирландии до озера Байкал), а также на северных окраинах Африки. Большинство ископаемых останков животного были найдены на территории болот нынешней Ирландии, отсюда его второе название – ирландский лось. Добавим, что термин «лось» закрепился за ним из-за внешнего сходства рогов. Несколько скелетов этого великана было обнаружено и на территории нашей страны (Крым, Северный Кавказ, Свердловская и Рязанская области).

вымерший вид
Смотреть галерею

Эти доисторические животные жили в конце плейстоцена и в начале голоцена, то есть в период от 400 тысяч до 7700 лет назад. Megaloceros giganteus, вероятно, принадлежал к так называемой мегафауне плейстоцена и раннего голоцена. Рядом с ним жили в частности саблезубые тигры, медведи и пещерные львы, смилодоны, а также мамонты и волосатые носороги, составлявшие вместе с ним группу самых больших травоядных того периода.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Светояра

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

История жизни человека и оленя неотделимы. Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. На территории древней стоянки Усть-Каракол (Республика Алтай) были обнаружены кости бизона и марала, живших 29 тысяч лет тому назад. 10 тысяч лет назад в период мезолита в Горном Алтае древние люди охотились в основном на таких животных, как марал, косуля, архар, як и др. 4 тысячи лет до н. э. во времена Афанасьевской культуры население древнего Алтая уже занималось скотоводством, но охота на марала, косулю, реже – лося, яка оставалась важнейшим занятием человека. Позднее, в VI-IIвеках до н. э. на марала и косулю человек охотится уже с использованием лошади и собаки.

Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.


Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе — к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вышивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя — середина зимы и конец лета. Цвета — золотой, рыжий, черный.

Пословицы и приметы:

Хотел оленя словить — да в лес убежал.


Олень (Лось) является также архаичным животным Велеса: его появление как животного, относящегося к смерти (проводника душ на тот свет), впервые установлено у скифов. Приблизительно в тот же период стали появляться изображения Сокола, когтящего Оленя — возможно, предвестник космогонического сюжета о битве Светлого Бога (Громовержца) со Змеем (хтоническим началом). По болгарским и сербским поверьям именно на Олене ездят вилы (существа с достаточно хтонической природой) и самодивы; в русских преданиях в образе Оленя может являться леший. В болгарской космогонии именно Олень держит на рогах всю землю.

Учитывая солнечные, демиургические черты Оленя, а также южнославянский мотив поглощения Змеем Оленя и его освобождение Ильёй (Перуном), можно сказать, что скифский сюжет о Соколе и Олене отображает, скорее, не борьбу, а союз двух первоначал. Видимо, двойственное отношение к Оленю отражает борьбу патриархата с матриархатом, когда Змея и Оленя сменили Сокол и Медведь. Как и многие матриархальные черты, сохранилось и обожествление Оленя.

В колядках и свадебных песнях Олень называется “чудным”, “дивным зверем”, “туром-оленем”, с 10 или 70 рогами, причем на 10-м или 70-м построен терем, и в тереме том сидит девица-красавица.

Весьма сходные песни о золоторогом Олене записаны в России, Сербии, Болгарии. В народных песнях Олень иногда смешивается со старым вымершим животным — громадным быком туром (Bos primigenius), который жил в России до XVI в. и память о котором долго хранилась в песнях, поговорках и местных названиях.

Лань – символ нежной богини Лели:

Во многих мифах образ Лани представляет собой женскую животную природу потенциально демонического характера (само собой, не обошлось без влияния патриархального переворота), хотя нам она представляется существом изящным.

В родовом древе Чингисхана праматерью является мать — олениха, праотцом — волк. Лани могли выступать в доисторических обрядах инициаций символическими животными женской части участников обрядов. Но в Зенд-Авесте изедом, покровителем этого знака, является Арта, Правда. Тотем Лани связан с поисками высшего смысла, с гармонией, красотой, с проявлением материнского начала.

золотой олень (скифы) (450x329, 231Kb)
На территории нынешнего Азербайджана в VII веке до н. э. скифами было основано Скифское Царство, но основная масса представителей этого народа в течение многих веков обитала на обширных пространствах от Алтая до Дуная. Себя они называли «саками» (от «сака» — олень).

Олень как тотемное животное

Тотем оленя (700x337, 359Kb)

С точки зрения первобытного человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.

Ранний период жизни человека характеризуется постоянным соперничеством охотничьих качеств человека и животного. Именно эти качества – промысловые, силовые, скоростные, по которым зверь превосходил человека, выделялись и ценились человеком. Благодаря этому, оленю логично начинали приписывать «сверхъестественные» черты.

Во всем мире первобытные люди часто устанавливали магическую (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты.

Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных. Такой мифический первопредок рода — «тотем» — соединяет в себе черты человека и соответствующего животного (тигра, оленя, лося, медведя), и может быть одновременно и тем и другим.

древний наскальный рисунок Алтай (508x480, 153Kb)
Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков горного Алтая отражает, на первый взгляд, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Всё вроде бы просто, даже с позиций симпатической магии — рисунок отождествляется с живым оленем, удар стрелы… и можно спокойно выходить на охоту – олень сам встанет на «линию огня». Однако, при этом в рисунках есть одна деталь, заставляющая задуматься о более глубоком смысле алтайских петроглифов. Дело в том, что изображения оленей несут в себе также и солярную символику – круговые, дисковые, лучеобразующие формы над головами оленей, как известно, являются древнейшими архетипами нашего дневного светила.


Таким образом, и сам олень в сознании и подсознании наших далеких предков отображался в качестве солнечного божества, символа вечного возрождения из глубин первозданного «небытия».

Отождествление с солнцем естественным образом делало оленя тотемом многих первобытных народов, например, индо-ариев. Как пишет Килуновская М. Е., «в индоевропейских языках существует единый корень в слове «олень». Самоназвание среднеазиатских скифов «Saкa» соотносится в осетинском языке со словом «Sag», в иранском «Saкa», в персидском «Sax», в бурятском «Sagaa», в русском «сохатый» и буквально значит «олень – самец».

Этот же автор отмечает и сугубо сакральную семантику понятия «олень» у индоевропейцев. Олень именуется не иначе как «золотой»!

К слову сказать, почти все народы и цивилизации древности с ярко выраженным солнечным культом (инки, египтяне, майя, арии) наделяли золото атрибутами солнечного, божественного света. У осетин, например, есть такое описание: «Лучи солнца падали на восемнадцатирогового оленя… олень же был такой, шерсть его была золотая». Заметим сразу, что «18» здесь число явно не произвольное. Именно 18 месяцев было в священном солнечном (!) календаре майя!

Олень, конь и бык – символы солнца, которое не просто «движется» по небу», а двенадцать раз «вступает в контакт» с определенными созвездиями, образуя так называемый «круг животных», зодиак. Поэтому, видимо, не случайно у многих народов олени, кони и быки стали особыми «проводниками» из мира «Горнего» (звездного) в наш земной и грешный.

Таким образом, если олень (конь) – это своего рода транспортное средство для передвижения по Мировому Дереву, то должен появиться и некий субъект, культурный герой: в данном случае – это владыка Асов. В палеосибирском же варианте – шаман, избранник богов и Неба. На древних петроглифах Алтая он изображен в виде стрелка, преследующего солнечного оленя.

Интересно, что почти у всех палеосибирских народов (включая естественно и тюрков) сохранился единый в основе своей миф (различие проявляется лишь в деталях): некий охотник (на Алтае это Эрке – Когульдей, у эвенков – Мани и т. д.) начинает преследование Белого лося, оленя, или маралухи, и стреляя в него из лука, возносится на Небо, превращаясь в созвездие Ориона.

Астральная семантика данного мифа и его связь с определенными звездами созвездия Ориона (три звезды «пояса Ориона») косвенно подтверждается характерными названиями этих звезд у сибирских народов: кеты, алтайцы и другие тюркские народы Сибири называют их «Тремя Оленями», или маралухами.

В древнегреческой мифологии, как известно, созвездие Ориона также представлено образом охотника – истребителя животных, вознесшегося на Небо…

Почти полностью повторяет сюжетную канву палеосибирского мифа саамский миф о Тиермесе, боге грома, который мечет молнии из радуги и преследует убегающую Миантас – Пирре. Когда он догонит животное, — гласит миф, — и поразит его, наступит конец света.

Рассматриваемый нами миф об охотнике и олене вероятнее всего действительно отражает в образно – поэтической форме реальные события 12-13- тысячелетней давности, когда в результате резкого изменения климата на планете произошли глобальные инверсии всей экосистемы Земли.

Мифы народов мира об олене

В сказаниях, легендах и мифах народов мира олень ассоциируется с Востоком, восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью.

Наиболее характерные признаки оленя – стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. Олень также связан с мужеством и страстностью.

взрослый олень (500x332, 58Kb)

Взрослый олень-самец – это солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение, поскольку смена рогов происходит периодически.

Ещё олени предстают также как чудесные вестники и проповедники, указывающие героям путь к их цели, и посредники между богами и людьми. Волшебный олень – помощник заблудившегося в лесу героя. Олень укрывает его в лесной чаще от врага, помогает найти выход из трудной ситуации, одаривает магическими предметами и дает советы.

В корейской сказке «Легенда о трех неравных сыновьях» олень указывает дорогу к богатству, а в «Сказке о благородном олене» — приводит странника к целительному женьшеню. По легенде, именно олень привел гуннов-охотников в богатую Скифскую землю.

В башкирской мифологии олень выступает в роли священного животного, спустившегося с неба и связанного с культом солнца. Мотивы «олень-небо» и «олень-солнце» широко представлены в мифологии индоевропейских, кавказских, урало-алтайских народов, китайцев, японцев, ирокезов Северной Америки и др.

Олень – один из главнейших персонажей индоиранских и тюрко-монгольских мифологий – часто воплощен в петроглифах (наскальных изображениях) Алтая в виде солнечного фантастического животного. Его космическая сущность легко определяется тем, что на рогах отдельных оленей изображен древнейший солярный символ – диск с лучами. На территории Горного Алтая на памятниках наскального искусства практически повсеместно встречаются изображения оленя.

гравюра Олень и лань (375x450, 182Kb)

В Китае олень связан с богатством и удачей, счастьем и изобилием: само слово «олень» там – омоним «изобилия».

Кроме того, в китайской мифологии боги ездили верхом на разных животных, а бога долговечности всегда сопровождал пятнистый олень, символизирующий роль талисмана.

Сохранилась легенда, что под землей, в рудниках, живут небесные олени, которые больше всего желают выбраться на свет. Хотя небесных оленей никто не видел (когда одному из них удается выбраться на воздух, он превращается в зловонную жидкость, влекущую за собой мор), считается, что они умеют говорить и умоляют рудокопов помочь им выбраться на поверхность. Вначале небесный олень пытается подкупить рабочих, обещая показать серебряные и золотые жилы. Когда же эта попытка терпит неудачу, животное бросается на людей. Рудокопам, чтобы одолеть оленя, приходится замуровывать его в штольне. Ходят слухи, что, когда оленей много, они забивают людей до смерти.

Он также ассоциируется с сыновней почтительностью: старинная китайская притча повествует о молодом человеке, переодевшемся оленем, чтобы достать лекарство своим родителям. Прекрасный белый олень – символ китайского бога бессмертия и долголетия Шоу-Синь.

В результате наблюдений за его повадками как в европейской, так и в японской традиции возник связанный с оленем символ одиночества.

Вообще, в Японии стадо оленей пасется у каждого храма.

картина с оленем (600x510, 133Kb)

ОЛЕНЬ — еще одно животное, чей культ широко распространен в древней Европе и своеобразно трансформировался в кельтской мифологии. Подобно иным священным животным кельтов, олень поначалу был животным, сопровождающим определенных богов и часто отождествляющимся с ними. Позже центр тяжести, когда боги становились все более антропоморфными, сместился в сторону культового почитания этого животного, а далее олень стал все чаще фигурировать в качестве персонажа мифов. Олень почитался как символ плодородия и жизненных сил, достоинства, быстроты и агрессивности. Ассоциировался он и с другими качествами. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева, а деревья у кельтов почитались священными. Ответвления рогов, как и сучья и листья на ветвях, считались символами возрождения и размножения. Олень и лань играют важную роль в мифологии кельтов.

Белый олень был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим сверхъестественными способностями. Белый олень фигурирует в нескольких кельтских легендах.

Олень часто был одной из ипостасей героев мифов, проходивших через последовательные стадии перевоплощений, или животным, в которое превращали человека его недоброжелатели, владевшие искусством магии. Донн приводит из Сида сотню девушек, но ревнивая супруга превращает их в стадо оленей, а Донн пасет их. Позже, когда сам герой ссорится с могущественной королевой, она превращает в оленя и его.

Одна из подруг Финна была превращена друидом в оленя, но дала жизнь существу, лишь наполовину являющемуся оленем — Ойсину, позже восстановившему полностью человеческий облик и продолжившему дело своего отца.

Популярный мотив ирландской мифологии — преследование священного оленя охотниками и следующее за этим возмездие (часто справедливое, поскольку олени священные, как правило, трехроги).

Следующая ирландская сага рассказывает о важности оленя в процессе основания новой династии королей.

Дойр получил пророчество, что один из его сыновей, тот, что будет носить имя Лугейд, станет королем, и поэтому отец дал на всякий случай всем своим пяти сыновьям одно и то же имя.’ Однажды братья собрались на охоту на оленя с золотыми рогами, поскольку в пророчестве друида говорилось: “… молодой олень с золотым сиянием над ним войдет в вид их, и тот из сыновей, кто изловит этого оленя, есть тот, кто станет владеть королевством”. Охота, которую вели братья, была невидима другим ирландцам, так как охотники были скрыты от мира магическим туманом. Наконец, олень был загнан, убит и съеден. Но тут разыгралась снежная буря. Заблудившиеся братья попали в некий загадочный дом, где страшная дикая свинья предложила им совокупиться с ней. Братья, за исключением одного, отказываются, когда он соглашается, отвратительная свинья тут же превращается в “прекраснейшую из женщин”. Полагают, что это была персонифицированная Ирландия, традиционно изображающаяся в образе прекрасной богини.

Это благородное животное считалось спутником богов. Например, кельты верили, что олени – основное животное в волшебных стадах богов.

В мифологии кельтов в тесном соединении с Великой Матерью находится ее сын Луг, считавшийся ее эманацией, или раздвоением; то было божество, пользовавшееся самым широким почитанием у кельтов. Луг также назывался Кернуннус (бог с оленьими рогами). В этой ипостаси он — божество рая, блаженного загробного мира, то есть, тот, кто руководит небесами. Олень позволяет следовать за собою до зачарованной горы, которая внезапно открывается, и он отправляется в путь, откуда нет возвращения. Отмирающие и вновь вырастающие рога — это символ смерти и воскресения. Рога оленя позволяют также сидеть на оленьем седле, в положении соединения с небом, чтобы читать грядущее.

Кельты приделывали оленьи рога к жреческим маскам и даже к лошадям.

Эллинский миф: Артемида и Актеон

Артемида -богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня — владычица зверей. Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Она устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника. Горе было тому, кто нарушит ее покой. Зная, что Артемида всевидяща и неумолима, люди, посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Все они помнили о судьбе неразумного Актеона, нарушившего этот запрет.

А было это так. В жаркий полдень, покинув других охотников, Актеон, сопровождаемый охотничьими собаками, забрался в непроходимую чащу. С трудом выбравшись из нее, он увидел ручей и рядом с ним тенистый грот. Ему бы бежать без оглядки! А им овладело любопытство, не раз уже губившее смертных. Неслышными шагами он подошел к гроту и заглянул внутрь. Его взору предстали красавицы нимфы. С криком они окружили Артемиду, уже раздевшуюся для омовения. Лицо богини покрылось румянцем, глаза зажглись гневом.

С головы Актеона внезапно упал петас, хотя было безветренно. Бросив взгляд на запруду для купания, охотник с ужасом увидел, что у него выросли ветвистые рога. “О боги! Что со мною делается?”-подумал он. Лук выпал из его руки, ибо пальцы срослись, превратившись в копыта, и он уже не может держаться прямо, а стоит на четырех ногах. Пятнистая шкура покрыла тело. Уже ему не подвластен язык. Вместо мольбы из уст вырвалось мычание.

Артемида со смехом вышла из пещеры. Ей нечего было скрываться. Перед нею уже не человек, а дрожащий от ужаса олень. Хотя он сохранил человеческий разум, ему не рассказать, как выглядит Артемида. Но люди узнают, как она наказывает за дерзость!

Вдоволь насмеявшись, богиня подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Напуганный Актеон бросился бежать. Лучше бы он остался на месте и принял смерть от руки той, что бессердечно изменила его облик.

Бежит прекрасный олень по ущельям Киферона, и за ним несется неудержимая свора псов. Все ближе и ближе их лай. Актеон понимает, что ему не уйти. Остановившись, он обращается к каждой из собак:

— Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре.

Но не различают собаки в мычании человеческого голоса. Не могут они учуять нюхом, что перед ними в шкуре оленя их хозяин, их бог. Ниса впилась в горло. Ларк вцепился в бедро. Актеон упал на колени. В его огромных выпуклых глазах застыло такое горе, что если бы сама Артемида оказалась на этой поляне, растаяло бы ее каменное сердце!

Актеон и Артемида 1 (400x282, 47Kb)

Подоспевшие охотники, отогнав собак, с удивлением разглядывали прекрасного оленя.

— Ну и добычу послала псам Актеона милостивая Артемида! — воскликнул старший охотник.

— За это она получит заднюю ногу, — отозвался другой, доставая нож.

— Куда это запропастился сам Актеон? — проговорил третий охотник. — Вот он обрадуется, когда узнает, какого оленя загнала его свора!

Миф индейцев саук «Как Висакт отучил оленей охотиться на людей»

Сказочная олениха (459x600, 72Kb)

В далекие времена многие лесные звери охотились на людей.

Как-то раз Висакт отправился путешествовать и повстречал Оленя.

— Куда ты, брат мой? — остановил его Висакт.

— Лучше не спрашивай, — вздохнул Олень, — охочусь на людей. Ты, кстати, не видел поблизости человека?

— Видел, — ответил Висакт, — в одной миле отсюда.

Олень побежал искать, а Висакт набрал мешок диких яблок, вымазался в глине, чтоб не быть узнанным, взвалил мешок на спину и отправился дальше. Вскоре он снова повстречал Оленя.

Не признав Висакта, Олень в два прыжка настиг его и ухватился… за мешок с яблоками. Решил, что это спина, а не мешок!

Дикие яблоки оказались до того кислыми, что Олень тут же выпустил добычу и еще долго тряс головой и отплевывался, пытаясь прийти в себя.

С той поры все олени, помня вкус диких яблок, держатся подальше от человека.

Серия сообщений «Ирландия, кельты»:
Часть 1 — Символика кельтских орнаментов Часть 2 — Символика берёзы … Часть 37 — МАГИЧЕСКИЕ ШОУ МУЗЫКИ И ТАНЦА МАЙКЛА ФЛЭТЛИ Часть 38 — Ирландский художник Джим Фицпатрик / Jim Fizpatrick Часть 39 — Олень — зверь Родов и Велесов Часть 40 — Ритуалы и обряды кельтов

Серия сообщений «славянская мифология»:
Часть 1 — Русалки. Кто они? Часть 2 — Богатырский дух … Часть 98 — Ястреб в славянской языческой культуре Часть 99 — Сорока в славянском языческой мифологии Часть 100 — Славянская мифология. Чёрт

Серия сообщений «Животные в славянской мифологии»:
Часть 1 — Животные в славянской мифологии Часть 2 — Волк-Зверь Дажьбогов … Часть 18 — ОБРАЗЫ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ Часть 19 — Славянская мифология. Петух Часть 20 — Олень — зверь Родов и Велесов

Описание гигантского животного

Размеры большерогого оленя значительно превышали размеры современных оленей. По своему внешнему виду он скорее напоминал всем известного лося. Крепкое телосложение – это больше закономерность, чем исключение. Ничего удивительного в нем нет, потому что животному приходилось нести свои огромные рога, а для этого необходима гора мышц и крепкий костяк. Строением тела он был похож на аляскинского лося (лат. Alces alces gigas), который считается в настоящее время крупнейшим живым представителем рода. Большерогий олень достигал около 2,1 м в высоту в холке. Несмотря на свои огромные размеры, питался он тем же кормом, что и сегодняшние олени. Из наскальных рисунков, созданных древними людьми эпохи плейстоцена и голоцена, видно, что они часто встречались с этим великаном и даже охотились на него.

Места обитания

Гигантский зверь

не освоил территорию Северной Америки, там обитал предок благородного оленя, похожий внешне на смесь вапити и лося. Эти животные были близкими родственниками марала и прекратили свое существование, еще задолго до появления рода огромных большерогих оленей.

Близкими потомками по генетической линии для большерогих оленей стали европейские лани, а вовсе не благородные олени, как можно было бы предположить. Сходство с лосем также основывается только на похожей форме рогов, но генетического подтверждения не имеет.

В Европе последние представители большерогих гигантов вымерли примерно 11,5 тыс. лет назад. Остатки популяции еще на протяжении 3 тыс. лет встречались на территории Сибири.

Объемные рога лишали

зверя возможности жить в лесу, поэтому основным местом обитания ирландского гиганта были влажные луга. На территории Сибири были раскопаны останки 7700-летней давности, которые стали последней находкой, связанной с этим животным. Большая часть скелетов большерогого оленя была найдена в болотистых районах Ирландии, что и дало другое название рогатому гиганту. Значительная коллекция, содержащая скелеты большерогих оленей, передана Музею естественной истории, находящемуся в Дублине.

Большерогий гигант все же не был самым крупным оленем, проживавшим на планете. Некоторые представители современных лосей, проживающих на Аляске

, имеют большей вес, чем древний олень. Значительно превосходил его в весе также вымерший широколобый вид лося Цервальцес латифронс, масса которого достигала 1400 кг.

Рога гигантского оленя

Впечатляющие рога гигантского оленя имели размах около трех метров. Найденные в ходе археологических раскопок самые большие рога этого оленя, доходили до 3,65 м, а весили при этом почти 40 кг! Данный факт настолько необычен и уникален, что появилось даже несколько различных теорий их эволюции. Одни ученые придерживаются мнения, что такие рога у животного – это результат жесткого естественного отбора. Самцы активно пользовались образованиями на голове в борьбе за внимание самок. Таким образом, выживали и давали потомство только самые крупные и сильные особи.

Согласно другой теории, ирландский олень вымер из-за своих рогов. Они в определенный момент достигли очень громоздких размеров и стали мешать привычному образу жизни. Причиной вымирания вида ученые называют наступление леса на открытые пространства, на которых он вероятно обитал. Рога мешали животному во время прохождения через густые заросли и леса, из-за этого он часто застревал и не мог выбраться. Олени стали легкой добычей для хищников, которые в конечном счете их и истребили.

Большерогий олень обитал на территориях от Сибири до Британских островов

Человек умелый — Homo habilis — оказался не таким умелым, как считалось ранее

Челюсть важнее мозгов

Человек умелый — Homo habilis — оказался не таким умелым, как считалось ранее: ученые реконструировали его череп и челюстную кость и… →
Вымирание в конце ледникового периода млекопитающих – мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя и льва – издавна привлекает к себе внимание ученых и широкой общественности. За последние 15–20 лет в исследованиях процесса исчезновения многих представителей плейстоценовой, то есть жившей вплоть до 10–15 тыс. лет назад, фауны сделан существенный скачок. Это связано с широким внедрением радиоуглеродного (14С) датирования находок вымерших животных, часто с помощью наиболее технически совершенного метода ускорительной масс-спектрометрии (УМС). В последнее время в результате 14С-датирования костей и рогов интересного и достаточно редкого для Сибири млекопитающего – большерогого оленя (Megaloceros giganteus) – были получены новые данные.

Этот представитель вымерших копытных животных был дальним родственником современной лани, но сильно отличался от нее размерами. Высота большерогого оленя в холке составляла почти 2 м, но его «визитной карточкой» были огромные рога, достигавшие в размахе до 3,5 м!

Пожалуй, среди оленей, живших в последние нескольких сотен тысяч лет, другой такой гигант науке неизвестен. Кости и целые черепа с огромными рогами этого оленя находили по всей Европе. Считается, что большерогие олени обитали в открытых ландшафтах, например в степях или на обширных лугах в долинах рек, и питались преимущественно травянистой растительностью.

Исследованы останки самой древней собаки

Жил-был самый древний пес

Об исследованиях найденных в Алтайских горах останков древней собаки в «Газете.Ru» рассказывает один из авторов работы, доктор географических наук… →
В своей работе мы отталкивались от исследований, проведенных в 1990-х годах, которые завершились в 2004 году публикацией в одном из самых престижных научных журналов – Nature. В ней британско-российский коллектив обнародовал новые данные о времени и месте окончательного вымирания большерогого оленя. Используя 14С-датирование методом УМС десятков образцов этого млекопитающего из Западной Европы (Ирландия, Британия, Бельгия), Скандинавии (Дания и Швеция), Центральной и Южной Европы (Испания, Франция, Италия, Германия и Австрия), а также из Восточной Европы и России, ученые впервые получили надежные данные о процессе исчезновения большерогого оленя во всей Евразии.

Оказалось, что самые «поздние» (моложе 10 тыс. лет) представители этого вида обитали не в Западной Европе, как это считалось в течение десятилетий, а в Зауралье!

В этом регионе останки большерогие олени в торфяных болотах были известны с конца XIX века. В экспозиции Музея природы Екатеринбурга представлен скелет животного, найденный при добыче торфа в 1886 году у села Галкино (современный Камышловский район Свердловской области, 130 км к востоку от Екатеринбурга). Однако без точного определения возраста таких находок эти данные долгое время оставались не совсем полноценными, и вот в статье 2004 года был сделан однозначный вывод: в Зауралье последние представители этого вида вымерли лишь около 7,5 тыс. лет назад, то есть примерно на 4 тыс. лет позднее, чем в Европе.

Этот результат стал в некотором смысле научным открытием, сравнимым с обнаружением в середине 1990-х годов очень «молодых» мамонтов на острове Врангеля в Арктике, которые дожили там до 4 тыс. лет назад. Эта работа продемонстрировала, что в результате привлечения 14С-датирования можно получать принципиально новые данные о вымирании плейстоценовых животных.

Для получения новых данных о времени и месте вымирания большерогого оленя в Сибири сформировался неформальный коллектив, в который вошли археологи Вячеслав Молодин, Александр Постнов и Владислав Славинский из Института археологии и этнографии СО РАН, палеозоолог Сергей Васильев из этого же института, геоархеолог Ярослав Кузьмин из Института геологии и минералогии СО РАН, а также специалист по 14С-датированию Йоханнес ван дер Плих из нидерландского Университета Гронингена.

Сибирь находится непосредственно к востоку от известных местонахождений голоценовых, то есть моложе 10 тыс. лет, представителей данного вида, изученных ранее в Зауралье, но находок большерогого оленя с надежным возрастом, определенным 14С-методом, очень мало: до 2020 года было получено лишь четыре 14С-даты для всей Сибири и Северного Казахстана.

Ученые установили, что первые одомашненные собаки появились в Европе более 15 тыс. лет назад

Древние собаки российской науки

Ученые из Сибири совместно с зарубежными коллегами определили, когда человек приручил собаку. Один из авторов исследования рассказал… →
А то, что большерогие олени обитали здесь еще сравнительно недавно, было ясно из находок, сделанных археологами на нескольких стоянках неолита (новый каменный век) в Барабинской лесостепи и в среднем течении реки Ангары. Когда посмотришь на места этих находок, сразу видно, что если Бараба находится примерно на 800–900 км к востоку от Зауралья, то ангарские стоянки расположены на гораздо более значительном расстоянии – до 2400 км восточнее зауральских местонахождений большерогого оленя. Мы поставили задачу: определить 14С-возраст потенциально наиболее «молодых» большерогих оленей Сибири.

Результаты 14С-датирования, проведенного в Университете Гронингена, оказались очень важными.

Как и ожидалось, было установлено, что в Барабинской лесостепи большерогие олени обитали вплоть до 9 тыс. лет назад. Но не менее интересными оказались данные об Ангаре, где раньше никто не ожидал «молодых» гигантских оленей: выяснилось, что здесь они жили еще 10,5 тыс. лет назад.

Таким образом, стало ясно, что закономерности вымирания этого млекопитающего более сложные, чем это представлялось в работе 2004 года.

В Сибири найдены останки древнейшего человека современного типа в Евразии

Кроманьонец не скрылся от милиции

О том, как сотрудник милиции обнаружил в Сибири уникальную находку, результаты исследования которой накануне были представлены на крупной конференции… →
Так, мы установили, что один из самых поздних ареалов большерогого оленя в Сибири был весьма большим: его протяженность с запада на восток составляла не менее 2500 км. Этот ареал, а по-научному рефугиум, то есть убежище, существовал вплоть до 10,5 тыс. лет назад, когда другая популяция большерогого оленя все еще обитала на Британских островах и в Южной Скандинавии. Сибирский рефугиум после 10,5 тыс. лет назад уменьшился в размерах, но все-таки достигал в длину до 1000 км в период 9–7,5 тыс. лет назад.

Что касается ландшафтов, в которых обитали последние большерогие олени Сибири, то в Барабе благоприятная для них лесостепная растительность преобладала на протяжении многих тысячелетий, и скорее всего, эти животные чувствовали себя в здешних условиях достаточно комфортно.

На Ангаре, где сегодня произрастают хвойные леса, мы предположили наличие около 12–10,5 тыс. лет назад открытых участков в пределах долины – это были пойма, террасы и многочисленные острова в русле реки без лесного покрова, и здесь олени могли легко находить себе пропитание.

Одним из наиболее важных и одновременно сложных вопросов при изучении вымираний является степень участия древних охотников в исчезновении представителей плейстоценовой и раннеголоценовой фаун. На основании полученных нами данных о способах разбиения костей большерогих оленей на ангарских стоянках сделан вывод о том, что на этих животных почти наверняка велась охота, что вполне естественно: такой зверь во все времена был желанной добычей!

Другой важный аспект работы по 14С-датированию костей гигантского оленя на Ангаре – это достаточно древний, не моложе 10–10,5 тыс. лет назад, возраст культурных слоев с керамикой, что также было в какой-то степени неожиданностью, поскольку считалось, что в этой части Сибири первые следы производства керамической посуды датируются временем около 7100 лет назад.

Генетики завершили работу антропологов над самой древней костью из Сибири

Самый древний сибиряк

Сибирский художник нашел кость, антропологи определили ее как человеческую, специалисты по датировке узнали точный возраст, а генетики прочитали геном… →
Нам удалось продлить «время жизни» древних горшков в бассейне Средней Ангары как минимум на 3 тыс. лет. Конечно, предстоит углубленный анализ этих данных с археологической точки зрения, но уже сейчас можно сказать, что они достойны публикации в серьезном международном журнале.

Полученные нами результаты позволили существенно расширить знания о вымирании древних животных в Сибири. Вероятно, поэтому статья

в престижный журнал Quaternary Science Reviews с импакт-фактором 4,6 менее чем за два месяца была отрецензирована и принята к публикации. Теперь нужно увеличивать количество данных, чтобы опять получить новое качество.

Смотреть галерею

Гулд обнаружил, что большой размер рогов и вообще возможность их появления у Megaloceros giganteus были обусловлены эволюционным отбором. Однако рога, по его мнению, плохо подходили для сопернических боев между самцами этого вымершего вида. Вероятно, они служили только для устрашения соперников. По-видимому, в отличие от других оленей, Megaloceros giganteus мог даже не поворачивать голову, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Достаточно было только того, что он стоял и смотрел перед собой. В 1987 года другой ученый, Китченер, предоставил доказательства того, что эти доисторические животные использовали иногда свои огромные рога для боев с самцами-соперниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: