Василиск — происхождение мифологического существа / Selfire — блог с историями

Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος – царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice ) – существо, упоминаемое в различных источниках

Василиск - кто это и как выглядело мифическое чудовище?

О чудовище Василиске мифология выдвигает разные гипотезы, по одним преданиям, он появился из яйца петуха, которое высидела жаба. По другим, он – порождение пустыни, по третьим – родился из яйца птицы ибис, которая откладывает их через клюв. Живет существо в пещерах, потому что питается камнями, даже яйца Василиска очень ядовитые и убивают мгновенно.

Василиск — кто это?

Мифический Василиск в течение столетий нагонял страх на людей, его очень боялись и ему поклонялись, даже сейчас можно увидеть изображения таинственного чудовища на барельефах. Василиск это – в переводе с греческого языка – «царек», его описывали, как существо с головой петуха, жабьими глазами и змеиным хвостом. На голове – красный хохолок, напоминающий корону, потому персонаж и получил царственное название. В древности люди считали, якобы Василиски живут в пустынях, и даже создают их, убивая всех живых существ. Вода, которую пьет чудовище, тоже превращается в яд.

Лучший друг чернокнижника

Ядовитое дыхание василиска, и его склонность обитать во мрачных каменных пещерах и подземельях породили многочисленные легенды. Согласно этим преданиям, сверхъестественные существа часто губили людей, работающих в каменоломнях и шахтах, за то, что они потревожили их покой.

Василиск – царь змей это один из ближайших помощников любого колдуна или ведьмы. Он не только помогает извести врагов, но также приносит своему хозяину золото и серебро. Для того чтобы получить этого помощника, следовало достать яйцо, снесённое петухом, и закопать его в горячий навоз либо носить у себя за пазухой на протяжении шести недель. По истечении этого времени из яйца вылуплялся василиск.

В тех местах, где обитает василиск, чернеют и гниют растения, умирают люди и животные, а вода становится отравленной. Птицы падают мёртвыми, и всё живое превращается в камень. Кровь же василиска, напротив, может служить противоядием и средством от многих болезней. Для этого её следует смешать с киноварью. Алхимики же считали, что с её помощью возможно превращать медь в чистое золото.

Многие поколения наших предков свято верили в существование василисков. Кто знает, быть может, эти сверхъестественные существа скрываются в недрах земли и ждут своего часа? Можно лишь посоветовать путешественникам, коим придётся пересекать пустыню, не посещать ради любопытства тёмных и глубоких пещер…

Существует ли Василиск?

Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:

  1. В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
  2. Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
  3. Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.

Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности. Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост. Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.

змей василиск

Литература[ | ]

Исторические источники

  • Плиний Старший.
    VIII xxxiii.78-79 ; [https://annales.info/ant_lit/plinius/29.htm#066 XXIX, xix.66] // Естественная история / Пер. с лат. и комм. И.Ю. Шабага. ; Англ. перевод: VIII, xxxiii, 78 и XXIX 66; лат. оригинал: VIII и XXIX
  • Пьер де Бове (фр.)русск..
    Василиск // Le Bestiaire. — 1218. (англ.)

Конец XIX века

  • Василиск // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Василиск // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1910. — Т. V.
  • Василиск, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. Va.
  • Василиск // Православная богословская энциклопедия. — 1900—1911. — Том III. Ваал — Вячеслав. стб. 174

Современная литература

  • Акимушкин И. И.
    Фабриканты василисков // Тропою легенд. — 2-е изд.. — М.: Молодая гвардия, 1965. — С. 34—40.
  • Василиск / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 292–293. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Борхес Х. Л.
    Василиск // Книга вымышленных существ.
  • Булычёв К.
    Василиск // Фантастический бестиарий. — 1995. — ISBN 5-88-756-013-4.
  • Королев К. М.
    Василиск // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005.
  • Непомнящий Н. Н.
    Василиск // Экзотическая зоология. — АСТ, Олимп, 1997. — С. 2—4. — ISBN 5-7390-0149-8. Архивная копия от 3 марта 2020 на Wayback Machine
  • Юрченко А. Г.
    Взгляд василиска // Восточная коллекция. — 2002. — № 2 (9). — С. 76—83.
  • Василиск / Юсим М. А. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 218. Василиск / Юсим М. А. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 117. — ISBN 5-85270-032-0.

Как выглядит Василиск?

Легенды сохранили несколько описаний этого существа, и они менялись со временем. Самый распространенный вариант: дракон с головой петуха и глазами жабы, но есть и другие:

  1. Второй век до нашей эры
    . Чудовище Василиск представлен, как большая змея с птичьей головой, лягушечьими глазами и крыльями летучей мыши.
  2. Средние века
    . Змея трасформировалась в петуха с хвостом огромной гадюки и туловищем жабы.
  3. За границей Средневековья
    . Василиска представляли петухом с драконьими крыльями, тигриными когтями, хвостом ящерицы и орлиным клювом, с яркими зелеными глазами.

Средства борьбы

Какого же оружия боится василиск? Мифология указывает, что победить чудище мечом или копьем практически невозможно. Любое прикосновение к телу существа приводит к гибели смельчака. У Плиния описан случай, когда всадник пронзил василиска копьем. Яд по древку добрался до человека и убил и его, и лошадь под ним.

Однако в мифологических сказаниях нет ни одного существа, против которого не существовало бы оружия. Согласно преданиям, один из способов борьбы с василиском изобрел Александр Македонский. Он поставил перед чудищем обыкновенное зеркало. Яд, отразившись от гладкой поверхности, поразил василиска.

В Средние века путникам, отправлявшимся в плохо изученные края, рекомендовалось брать с собой петуха. Как описано выше, его крик отпугивал и даже убивал василисков. Другим животным, способным противостоять ужасному существу, считалась ласка. Впервые о противостоянии зверька и василиска было упомянуто в работе, датируемой III веком до н. э. Автором ее считается Демокрит. Древний философ отмечает, что бороться с василиском может не всякая ласка, а только та, которая отведала листьев руты. Растение придает зверьку смелости. Ласка способно отыскать василиска даже в его логове. Для защиты воды изображение животного с листьями руты в зубах часто располагали на колодцах.

Василиск в Библии

Не обошли такое чудовище и в библейских сказаниях. В священных текстах упоминается, якобы Василиски жили в пустынях Египта и Палестины. Его называли «сараф», что в переводе с иврита означает «жгучий». Кирилл Александрийский пишет, что такое создание могло быть детенышем аспида. Учитывая, что аспидами называли ядовитых змей, можно сделать вывод, что речь идет об этих созданиях животного мира. В некоторых текстах Библии аспид и Василиск упоминаются по отдельности, так что сегодня трудно сказать, какое существо стали называть «змей Василиск».

Магические представления

Не только василиск — мифические существа греческой мифологии и Средневековья в целом нашли отражение в практике алхимиков и магов. Однако значение чудовища в этих ответвлениях знания особенно велико. Василиск представлял собой воплощение мудрости, жестоко карающей тех, кто не готов ее воспринять, но пытается примерить на себя. С этой точки зрения можно объяснить распространенный сюжет в изобразительном искусстве: василиск пожирает человека. Возможно, он имеет магический подтекст. Василиск, олицетворяющий мудрость, преобразует своего избранника, инициирует его переход на новую ступень знания.

Василиск — славянская мифология

Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.

Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.

Общее описание

Многие люди представляют себе это существо в виде гигантского змея, так его образ рисуют в книгах, изображают на картинах и представляют в кино, но согласно дошедшим до нас мифам он выглядит совершенно не так.

В мифологии Василиск в некоторых деталях не совпадает с общепринятым мнением, отличается и отношение людей к нему, но есть ряд характеристик, которые позволяют сформировать определенный образ этого мифического монстра.

В одних легендах существо отличается большим размером тела, в других — он не больше, чем собака. Некоторые мифы описывают его, как змея, другие — как химеру, есть даже версия, что Василиск был драконом или огромным ящером.

Легенда о Василиске

В мифологии сохранилось немало сказаний о Василиске, существовали даже свои запреты и наказы для тех, кто с ним встретится. Василиск змея особенная, но смерти можно было избежать, если:

  1. Увидеть чудовище первым, тогда оно умрет.
  2. Уничтожить этого змея можно, только обвесившись зеркалами. Отравленный воздух отразится и убьет зверя.

Римский поэт Лукан писал, что мифическое существо Василиск, наряду с такими демоническими созданиями, как аспид, амфибена и аммодит, произошел из крови Медузы Горгоны. Легенды Древней Греции рассказывают, якобы взгляд этой заколдованной красавицы превращал человека в камень. Такой же дар унаследовало и чудовищное создание. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о змее с молниеносной реакцией, бросок ее был настолько быстрым, что его не успевал уловить человеческий взгляд, а яд действовал мгновенно.

Описание яда

Как рассказывают мифы, Василиск имел сильный яд, который оказывал невероятное по скорости воздействие и убивал практически мгновенно. Упоминается и интересный факт: в яйцах этого змея тоже содержался яд, поэтому тем, кто их съедал, грозила неотвратимая смерть.

Василиск — змей, который всегда убивал первым. Все потому, что яд змеи вырабатывался при помощи взгляда. Яд заполнял воздушное пространство и проникал в дыхательные пути живых существ, быстро отравляя организм.

Bestiary.us

«— …А скажи, которого из них можно прикончить с помощью зеркала?

— Любого. Если садануть прямо по башке.»

А.Сапковский «Ведьмак»

I. Василиск в Античном мире

Испускaющий свист и всех устрaшaющий гaдов,

кто до укусa убьет, — их всех себе подчиняет,

цaрь безгрaничных пустынь, — василиск

, и без яда губящий…

Лукан «Фарсалия», IX.724-726 (284: с.219)

«В античные времена василиском

называли маленькую змею с белой меткой на голове, живущую в Ливийской пустыне и известную своим смертоносным ядом и способностью передвигаться с поднятой головой. Изображения
василиска
украшали головные уборы египетских фараонов и изваяний богов. В «Иероглифике» Гораполло мы находим любопытный отрывок, касающийся отношения древних египтян к этому удивительному существу:

«Когда они хотят изобразить слово «вечность», они рисуют змею, хвост которой спрятан за ее телом. У египтян эта змея зовется Урайон

, а у греков —
Василиск
… Если она дохнёт на любое другое животное, даже не кусая его, жертва умирает. Поскольку эта змея обладает властью над жизнью и смертью, они помещают ее на головы своих богов» (248).

В греческом языке «василиск

» означает «
маленький царь
». Как и его имя, наше представление о
василиске
пришло из Греции. Для греков
василиск
был одним из чудес «заморской пустыни», однако до нашего времени греческие литературные источники о
василиске
не дошли. Статья о
василиске
содержится в «Естественной истории» римского писателя Плиния Старшего (I век н.э.), в том числе написанной и на основе трудов греческих историков и хронистов» (248).

«У гесперийских эфиопов бьет источник Нигер, который, как многие полагают, является истоком Нила <..> Поблизости от него обитает зверь катоблепас, у которого все члены тела небольшие, однако голова огромная и тяжелая, а поэтому всегда склоненная к земле, иначе роду человеческому грозило бы уничтожение, ибо все, на кого он посмотрит» тут же погибают. Подобной же силой обладает и змей василиск

. Его родина — это провинция Киренаика, в длину он не более двенадцати дюймов*, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует поднимая кверху среднюю часть. Одним своим запахом он истребляет кустарники, выжигает травы, уничтожает камни, вот какова его зловредная сила. Говорят, что однажды его удалось проткнуть копьем с лошади, но прошедшая через это копье смертоносная сила уничтожила не только всадника, но и саму лошадь. Для подобного чудовища, которое цари страстно желали увидеть дохлым, смертельно семя ласки. В природе всему находится пара».

Плиний Старший. Естественная история. VIII, 77—79. (356: c.186-187)

Далее Плиний пишет, что «если бросить василиска

в нору ласки, ласка убьет его своим зловонием — но и сама погибнет». Как можно бросить куда-нибудь существо, к которому нельзя прикоснуться, Плиний не объясняет (415: с.19-20).

Таков «настоящий» василиск

. Главная его черта, закрепленная в имени, — царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове
василиска
или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово «
василиск
» можно в определенном контексте перевести и как «
маленький тиран
». Неудивительно, что
василиск
несет в себе в основном негативные качества «царственного существа».

Василиск

практически не упоминается в литературе древности. Исключение составляют только пара отрывков из Ветхого завета и поэма грека Полиодора «Эфиопика», в которой существование «злого глаза» подтверждается тем, что «
василиск
одним лишь взглядом и дыханием убивает все, что попадается ему на пути». В «Деяниях» Аммиана Марцеллина (IV век н.э.) один из персонажей сравнивается с
василиском
, «который опасен даже на расстоянии». В «Фарсалии» Лукана описывается битва армии Катона со змеями.
Василиск
обращает змей в бегство и в одиночку противостоит армии. Солдат поражает
василиска
и избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе руку, державшую копье.

В каждом из этих отрывков василиск

заслужил упоминание не своей «короной» или поднятой головой, а своим ядом (248). Также и сам Плиний не ограничился исследованием загадочных свойств самого животного, но и отметил, что его кровь имеет особое значение для тех, кто занимается черной магией:

«Крови василиска

, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна».

Плиний Старший. Естественная история. XXIX, 66. (356: c.187)

Эпитоматор «Естественной истории» и составитель книги «О вещах достопримечательных» Солин (III в.) добавил к рассказу Плиния следующие сведения:

«Пергамцы для того приобрели останки василиска

за большие деньга, чтобы в храме, расписанном Апеллесом, пауки не ткали свои сети и не залетали птицы».

Солин. «О вещах достопримечательных», 27.50 (356: c.188)

В «Физиологе», написанном в Александрии между II и IV веками, василиск

— уже не маленькая змейка, как у Плиния, а чудище с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Убить его можно, направив зеркалом солнечные лучи ему в глаза; в других вариантах он окаменевает, увидев своё отражение в зеркале (415: с.22).

II. Василиск в христианском мире

Средние века

Типичное средневековое описание василиска

находим у Рабана Мавра:

«Василиском

он именуется по-гречески, по-латыпи —
regulus
, царь змей, которые, видя его, уползают, ибо запахом своим (olfactu suo) он убивает их. И человека убивает, когда глядит на него. Ни одна летящая птица не минует невредимой его взгляда, — и на расстоянии он пожрет ее огнем своей пасти. Его, однако, побеждает ласка, и люди пускают ее в пещеры, где он прячется; при ее виде он бежит; она же его преследует и убивает… Длину же имеет в половину римского фута*, разрисован белыми пятнами.
Василиски
, как и скорпионы, любят безводные местности, а когда приходят к водам, то распространяют там водобоязнь и безумие. Сибилус («Шипящий») —то же, что и
василиск
; он убивает своим шипением еще до того, как кусает или сжигает огнем»

Храбан Мавр. Об универсуме. Гл. 3: О змеях. Col. 231 (459: с.89-90).

И поскольку сведения о василиске

оказались доступны средневековым читателям, то вставал естественный вопрос о том, откуда же взялось столь редкое животное. Английский ученый Александр Некам (XII в.) в своем сочинении случайно обмолвился:

«Всякий раз, как старый петух откладывает яйцо, которое вынашивает жаба, на свет появляется василиск

»

Александр Некам. О природе вещей. I, 75 (356: c.188).

Причем именно престарелый петух, а не курица. Этих скупых сведений было достаточно для алхимиков, которые на протяжении долгого времени разрабатывали способы, как вырастить василиска

из петуха-гермафродита. Можно только догадываться о запахах, стоявших в лабораториях после безуспешного высиживания куриных яиц болотными жабами. Томас из Кантимпрэ в «Книге о природе вещей» рассказывает о
василиске
, объединяя сведения из разных источников:

«Василиск

, как пишет Яков [де Витри], — это змей, который, говорят, является змеиным царем, поэтому он и зовется по-гречески
василиском
, что на латыни означает «царевич».
Василиск
— беспримерное зло на этой земле, семи футов в длину, отмеченный на голове белыми пятнами, расположенными наподобие диадемы. Своим дыханием он сокрушает камни. Этого змея все другие змеи боятся и избегают, ибо погибают от одного его запаха. Людей же он убивает взглядом. Так, если он первым увидит человека, тот сразу же умирает, если же, как утверждает Яков, [архиепископ] Акки, человек первым, то погибает змей. Плиний, рассказывая о звере катоблепасе, отмечает, что оный взглядом убивает людей, и добавляет: «Подобным же свойством обладает и змей
василиск
». О том, отчего это случается, сообщает в своей книге Экспериментатор. Так вот, он пишет, что лучи, исходящие из очей
василиска
, наводят порчу на зрение человека, когда поражено зрение, гибнут и другие ощущения, например связанные с мозгом и сердцем, вот поэтому человек и умирает.
Василиски
, как и скорпионы, преследуют мучимых жаждой, и когда приходят к водам, то заражают их водянкой и одержимостью.
Василиск
уничтожает не только людей и прочих живых тварей, но даже землю делает смертоносной и оскверняет повсюду, где только находит себе пристанище. Кроме того, он губит травы и деревья своим дыханием, уничтожает плоды, крушит камни, заражает воздух, так что ни одна птица не может там пролететь. Когда передвигается, то изгибает среднюю часть тела. Его свиста страшатся все змеи и, как заслышат, тут же устремляются в бегство. Укушенную им жертву не доедают звери, к ней не притрагиваются птицы. Только ласки могут одержать над ним верх, и люди бросают их в пещеры, в которых притаился
василиск
. Как пишет Плиний, убив его, ласки погибают сами, и так приходит конец природной вражде. Ибо на свете нет ничего, что не могло бы быть уничтожено естественным противником. Но даже мертвый
василиск
не теряет своей силы. Везде, где только будет развеян его прах, пауки не могут сплести свою паутину, а смертоносные твари жалить. А также это происходит в тех местах, где есть храмы, в которых хранятся части его тела. Говорят, что в Греции есть храм, посыпанный этим пеплом. Утверждают, что серебро, посыпанное пеплом
василиска
, приобретает цвет золота. Есть одна разновидность
василисков
, которые могут летать, однако не покидают пределов своего царства, ибо так установила Божественная Воля, чтобы они не обратились к опустошению мира. Есть и иной вид
василиска
, но о нем смотри в книге о пернатых, в главе о петухе: «Петух, одряхлевший к старости сносит яйцо, из которого вылупляется
василиск
. Однако для этого необходимо совпадение многих вещей. В обильный и горячий навоз он помещает яйцо, и там оно согревается, словно родителями. Спустя много времени появляется птенец и взрастает сам по себе, подобно утенку. У этого животного хвост змеи, а тело петуха. Те, кто утверждает, что видел появление подобного существа на свет, рассказывают, будто у этого яйца вовсе не скорлупа, а шкура крепкая и настолько прочная, что ее невозможно проколоть. Бытует такое мнение, что яйцо, которое сносит петух, вынашивает змея или жаба. Но мы полагаем, что это сомнительно и весьма неопределенно, ведь в писаниях древних говорится только о том, что некий вид
василиска
вылупляется из яйца, которое сносит одряхлевший петух»».

Томас из Кантимпрэ. «Книга о природе вещей» (356: с.188-190)

Василиск и Александр Великий

Правил Александр, завоевавший власть над всем миром, как-то раз собрал большое войска и окружил некий город, и в этом месте он потерял множество воинов, на которых не было ни единой раны. Весьма удивившись этому, он созвал философов и спросил их: «О наставники, как же может случиться так» что без единой раны воины мои умирают на месте?» Они сказали: «Это неудивительно, на стене города сидит василиск

, чей взгляд поражает воинов и убивает». И сказал Александр: «А какое есть средство против
василиска
?» Они ответили: «Пусть между войском и стеной, на которой сидит
василиск
, поставят повыше зеркало, и когда он в зеркало посмотрится и отражение его взгляда вернется к нему, то он погибнет». Так оно и случилось.

Римские деяния. Гл.139 (356: c.186)

История о том, как Александру удалось победить василиска

, известна благодаря «Римским деяниям» и появившейся в XIII веке новой, дополненной редакции «Истории сражений Александра Великого». Скорее всего, популярность сборника новелл определила необходимость включения сюжета и в сам роман. А хитрость, с помощью которой удалось победить
василиска
, была позаимствована из рассказа о посещении Александром Македонским долины, где змеи стерегут алмазы.

«Оттуда они направились к некой горе, которая была такой высоты, что они достигли ее вершины только через восемь дней. Наверху набросилось на них огромное множество драконов, змей и львов, так что они подверглись великим опасностям. Однако они избавились от этих напастей и, спустившись с горы, оказались на равнине столь темной, что один с трудом мог разглядеть другого. Облака там проплывали так низко, что до них можно было дотронуться руками. На этой равнине росли неисчислимые деревья, листва и плоды которых были очень вкусны, и струились наипрозрачнейшие ручьи. На протяжении восьми дней они не видели солнца и на исходе восьмого дня добрались до подножия некой горы, где воины начали задыхаться в густом воздухе. Наверху воздух был менее плотным, и выглянуло солнце, так что стало светлее. Через одиннадцать дней они дошли до вершины, и увидели на другой стороне сияние чистого дня, и, спустившись с горы, оказались на огромной равнине, земля которой была необычайно красная. На этой равнине росли бесчисленные деревья, высотой не более локтя, плоды и листья их были сладкими, словно фиги. И еще они увидели там множество ручьев, чьи воды были подобны молоку, так что людям никакой иной пищи не требовалось. Блуждая по этой равнине в течение ста семидесяти дней, они подступили к высоким горам, вершины которых, казалось, достигают неба. Эти горы были обтесаны, словно стены, так что никто не мог на них подняться. Однако воины Александра обнаружили два прохода, рассекающие горы посередине. Один путь вел на север, другой в сторону восточного солнцестояния. Александр задумался, как эти горы были рассечены, и решил, что не руками человеческими, а волнами потопа. И тогда он выбрал путь на восток и в течение восьми дней шел по этому узкому проходу. На восьмой день они повстречали ужасного василиска

, птенца древних богов, который был столь ядовитым, что не только зловонием, но даже взглядом, насколько можно рассмотреть, заражал воздух. Одним взглядом он пронзал персов и македонцев так, что они падали замертво. Воины, узнав о подобной опасности, не решались идти дальше, говоря: «Сами боги преградили нам путь, и указывают, что дальше идти не следует». Тогда Александр в одиночку стал взбираться на гору, чтобы издалека рассмотреть причину подобной напасти. Когда он оказался наверху, то увидел спящего посреди тропы
василиска
. Как учует он, что человек или какое животное к нему приближаются, открывает глаза, и на кого упадет его взгляд, тот погибает. Увидев это, Александр тут же спустился с горы и очертил границы, за пределы которых никому нельзя было выходить. А еще он приказал изготовить щит шести локтей в длину и четырех в ширину, а на поверхности щита приказал поместить большое зеркало и сделал себе деревянные ходули высотой в один локоть. Надев щит на руку и встав на ходули, он двинулся на
василиска
, выставив щит, да так, чтобы ни голова, ни бока, ни ноги из-за щита не были видны. А еще повелел воинам своим, чтобы никто установленные рубежи пересекать не смел. Когда он приблизился к
василиску
, тот открыл глаза и в гневе стал рассматривать зеркало, в котором узрел самого себя и потому погиб. Александр понял, что он мертв, подошел к нему и, позвав воинов своих, сказал: «Идите и посмотрите на вашего губителя». Поспешив к нему, они увидели мертвого
василиска
, которого тут же по повелению Александра македонцы сожгли, восхваляя мудрость Александра. Оттуда вместе с войском он достиг пределов этого пути, ибо перед ним встали горы и скалы, вздымавшиеся подобно стенам. По тропе они возвратились назад на вышеупомянутую равнину, и он решил повернуть на север».

История сражений Александра Великого. XIII в. (356: с.190-192)

Возможно, изложенная в «Истории сражений Александра Великого» версия победы над василиском

испытала на себе влияние еще одной новеллы из «Римских деяний» (собственно говоря, поднявшись на башню и сгибая тонкий лист железа, Сократ пользуется параболическим зеркалом для того, чтобы увидеть в нем отражение драконов):

«В царствование Филиппа между двумя горами Армении проходила одна дорога, и долгое время люди пользовались ею часто, а затем случилось так, что из-за отравленного воздуха никто не мог отправиться этим путем, избежав гибели. Царь спросил мудрецов о причине подобной напасти, но никто из них не знал истинной причины этого. И тогда призванный Сократ сказал царю, чтобы возвели постройку такой же высоты, что и горы. А когда это было сделано, Сократ велел сделать зеркало из плоского булата, сверху отполированного и тонкого, чтобы в этом зеркале можно было увидеть отражение любого места в горах. Сделав это, Сократ поднялся наверх постройки и увидел двух драконов, одного со стороны гор, другого со стороны долины, которые разевали друг на друга пасти и испепеляли воздух. И пока он смотрел на это, некий юноша верхом на коне, не ведавший об опасности, отправился той дорогой, но тут же упал с коня и испустил дух. Сократ поспешил к царю и рассказал ему обо всем, что увидел. Позднее драконы были с помощью хитрости схвачены и умерщвлены, и так дорога снова стала безопасной для всех проезжающих».

Римские деяния. Гл.145 (356: с.192-193)

Христианство

Так как переписчиками бестиариев были, как правило, люди из лона церкви, то и относительно присутствовавшего в этих текстах василиска

своевременно встал разумный вопрос — каков он
василиск
в глазах Господа нашего, угоден ли он последнему, и с чем его едят отождествлять? Ответ, конечно же, был найден непосредственно в Ветхом Завете, «где этот зверь выступает в типичных для дьявола (в его средневековом понимании) ролях: в качестве орудия Божественного мщения («Я пошлю на вас змеев,
василисков
, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» — Иер. 8:17); враждебного демонического стража пустыни («Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи,
василиски
, скорпионы и места сухие» — Втор. 8:15); врага, которого ждет уничтожение («на аспида и
василиска
наступишь; попирать будешь льва и дракона» — 11 с. 90:13). В итоге в демонологии
василиск
стал символом открытой тирании и насилия дьявола. «
Василиск
означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных», — писал Храбан Мавр (Об универсуме. Col. 231).

Вейер, включая василиска

в номенклатуру имен дьявола, объясняет смысл этого имени в том же духе: дьявол, подобно аспиду и
василиску
, способен «одерживать победу при первой же встрече», и если аспид сразу убивает укусом, то
василиск
— взглядом (Об обманах, гл.21, §24)» (459: с.90).

Как следствие и характерное для средневековья изображение василиска

, коего попирает Христос.

Эпоха Возрождения

С расцветом естественных наук в эпоху Возрождения упоминания о василиске

становятся редкими. Последний раз
василиска
«видели» в Варшаве в 1587 году. Двумя десятилетиями ранее швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер высказал в своей «Истории животных» скептическое мнение относительно существования
василиска
(248). Геснер старался быть критичным к рассказам путешественников и авторов бестиариев. О
василиске
он написал, что это «женские сплетни и фальшивая бессмыслица» и добавил:

«Аптекари и другие бродяги изменяют тела скатов многими способами по своей прихоти, обрезая, выворачивая и вытягивая в облик змей, василисков

и драконов. Я помещаю здесь изображение такой фигуры, чтобы могли быть узнаны обман и хитрость. Я видел здесь (в Цюрихе) путешествующего бродягу, который показывал такую фигуру как
василиска
, но он был сделан из ската» (415: с.34-35).

Эдвард Топселл в «Истории змей» говорит о том, что петух со змеиным хвостом, возможно, существует (отрицать этот факт означало идти против церковных догм), но, во всяком случае, он не имеет ничего общего с василиском

. Браун в 1646 году идет еще дальше: «Это существо — ни только не
василиск
, но и вообще не существует в природе».

Удивительно то, что, как только миф о василиске

-петухе был отвергнут, африканский
василиск
тоже был забыт. В эпоху Возрождения было создано немало «чучел»
василиска
, составленных из частей морских скатов и других рыб, часто с раскрашенными глазами. Такие чучела можно и сегодня увидеть в музеях Венеции и Вероны. Большинство изображений
василиска
, относящихся к XVI–XVII векам, основаны именно на таких муляжах (248).

Литература и изобразительное искусство (от средних веков до XIX столетия)

Существуют многочисленные изображения василиска

на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах
василиск
имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья — перьями или чешуей. Изображения
василиска
эпохи Возрождения отличаются чрезвычайным разнообразием. Нечто напоминающее
василиска
изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе.

Интерес вызывает и полотно Карпаччо «Святой Трифоний, повергающий василиска

». По легенде, святой изгнал дьявола, поэтому на картине
василиск
изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Забавно, что, хотя для Карпаччо
василиск
— не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль и картина повлияла на дальнейшее представление о
василиске
.

Василиск

довольно часто упоминается в литературе, хотя никогда не бывает главным героем. Помимо многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих
василиска
воплощением дьявола и порока, его образ нередко встречается в английских и французских романах. Во времена Шекспира
василисками
называли проституток, однако английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии «Ричард III» невеста Ричарда леди Энн желает стать
василиском
, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и полагается будущей королеве.

В поэзии XIX века христианский образ василиска

-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли
василиск
— скорее благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский
василиск
, сражай врагов невидимым оружьем» (248).

«Славянский бестиарий»

Одно из упоминаний василиска

в русских источниках, явно пришло к нам через польские переписи бестиариев (здесь он —
Базилишек
, от польского
Bazyliszek
), ссылающихся на Плиния:

Базилишек

кото́рой жил на пустоша́хъ во aѳpїкі́и <…> на главѣ и́мать коро́ну цвѣ́тну. глава́ у негѡ остра. ро́гъ у негѡ красный как огнь. о́чи черны. какъ из ро́та до́хнетъ, такъ болша́гѡ зміа съѣ́стъ. а кто до него дре́вом доткнется тот и у́мрет. Плиніуш зове́тъ егѡ
коро́ликом
, и как πи́скнет и от него вси ѕміи бѣгаютъ.

ХКЛ. Увар. 5: 289-290 (102: с.62) (указанный источник сведений о василиске

— «Естественная история Плиния, VIII.21.33; ΧΧΙΧ.19. См.СВБ: 192).

III. Василиск в фэнтези

В цирке-шапито колдун «едва не заснул под взглядом василиска

-бельмача. Замученная рептилия пялилась на публику, рождая взрывы ужаса, «подсадке» в проходе сделалось дурно, шуты-буффоны каменели и лопались мыльными пузырями, — а колдун искренне сочувствовал твари, чей взор давно угас от стычки с себе подобным.»

Г.Л.Олди «Шмагия» (355)

«Плоский мир» Т.Пратчетта

Василиск

плоского мира — «редкое животное, обитающее в пустынях Клатча. Он похож на змею двадцати футов длиной с едкой слюной. Ходят слухи, что его взгляд способен обратить живое существо в камень, но это не соответствует действительности. На самом деле его взгляд просто измельчает рассудок в фарш, как ножи мясорубки» (*).

Василиск в книгах Джоан Роулинг

В мире о Гарри Поттере, василиск

появляется как страж тайной комнаты в виде гигантской змеи. Также запись о нем присутствует в отдельно изданном бестирии Роулинг, где
василиск
по шкале опасности удостоен самой высокой отметки — XXXXX (известный убийца волшебников, не поддаётся дрессировке или приручению):

«Первый известный Василиск

был выведен Глупым Херпо, греческим Тёмным магом, обладающим даром Заклинателя. После долгих экспериментов Херпо выяснил, что если куриное яйцо будет высиживать жаба, то из него вылупится гигантская змея, обладающая сверхъестественными и очень опасными способностями.

Василиск

— сверкающий зелёный змей, длина которого может достигать 50 футов. У самца
Василиска
на голове есть багровый хохолок. Его клыки источают смертельный яд, но самое страшное оружие
Василиска
— взгляд огромных жёлтых глаз. Любой, кто посмотрит в них — мгновенно умрёт.

Если предоставить Василиску

достаточно еды (а питается он любыми млекопитающими, птицами и большинством рептилий), то он может прожить очень и очень долго. Говорят, что
Василиск
Глупого Херпо дожил до 900 лет.

Создание Василиска

было объявлено незаконным ещё в средние века, хотя факт создания легко скрыть — просто убрать яйцо из-под жабы, если Отдел по контролю волшебных существ придёт с проверкой. Однако так как
Василиском
может управлять только Заклинатель, они опасны для Тёмных магов не меньше, чем для кого-либо ещё. За последние 400 лет в Британии не было зарегистрировано ни одного факта появления
Василиска

Джоан Роулинг «Волшебные твари и где их искать» (281)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: