5 крутых природных мест Казахстана

Казахстан - одна из крупнейших стран, занимает девятое место в мире по размерам территории. Неудивительно, что ландшафты такой обширной державы отличаются...

Ущелье Баянкол

Источник фото: nat-geo.ru

Ущелье Баянкол располагается на северном склоне Центрального Тянь-Шаня.
Истоки реки начинаются с ледников, стекающих с Сарыджазского хребта. Это крупные ледники Мраморной стены: Баянкольский и Западный. Это самые доступные «шеститысячники»: Мраморная стена и пик Плато, и «пятитысячники»: Пограничник, Карлытау, Казахстан, Баянкол и Семёнова.

Баянкол привлекает десятки туристов, альпинистов и просто любителей природы, желающих увидеть Хан-Тенгри.

Баянкол изобилует множеством живописных ущелий, впечатляющих густотой хвойных лесов. Фауна этого ущелья представлена большим разнообразием животных: благородным оленем или маралом, Тянь-Шаньскими архарами, сибирским горным козерогом или Теке, косулей, диким кабаном, Тянь-Шаньским медведем, волками.

Источник фото: almatyregion-tour.kz

Для посещения ущелья Баянкол требуется оформление пропуска в погранзону.

Расстояние от Алматы до ущелья Баянкол 380 километров. Время в пути занимает порядка шести часов.

Западно-Алтайский заповедник

Человек, плохо знакомый с географией, из-за названия поначалу может подумать, что данная локация относится к заповедникам западного Казахстана. На самом деле Западно-Алтайский заповедник — один из наиболее “восточных” в Казахстане и расположен на границе с Россией. Он охватывает несколько хребтов Алтайских гор — Ульбинский, Линейский, Ивановский и Коксинский.

Уникальный пейзаж горного Казахстана

Кроме горных хвойных лесов на территории заповедника встречаются и другие ландшафтные комплексы. В этом плане интересны Линейские столбы — причудливые гранитные скульптуры природного происхождения.

Этот заповедник находится достаточно далеко от населенных пунктов, благодаря чему природа здесь богата видами флоры и фауны. Тут произрастает около двухсот видов трав, живут около двухсот видов птиц, а также различные крупные млекопитающие — медведь, лиса, куница, олень, косуля.

Урочище Киин Кериш

Источник фото: planet-earth.ru

Урочище, или как его называют по-другому «красная планета» и «кусочек Марса на Земле»,

находится в 120 километрах от города Курчум в Восточно-Казахстанской области. Это пустыня, которая состоит из множества глиняных скал, пылающих, будто огонь, и чарующих красотой и пестрым ландшафтом. Здесь нет шумных водопадов, да и какой-либо воды или густой растительности.

Несмотря на то, что эта местность пустынна, здесь обитают редкие и вымирающие виды животных и растений, зарегистрированные в Красной книге Казахстана: желтый лемминг, степной орел, филин, сокол-балабан.

Для таких поездок лучше использовать внедорожник. Выезд лучше всего организовывать из Усть-Каменогорска. Оттуда по Самарской трассе нужно добраться до Казнаковской переправы, до Курчума, а далее по грунтовой дороге по твердой глинистой почве.

Источник фото: planet-earth.ru

Есть также другой вариант — для выносливых: на велосипеде через Бурхат, старо-австрийскую дорогу и Мраморный перевал.

Здесь нет питьевой воды, ее нужно брать с собой. Вы можете встретить скорпионов, огромных сверчков и других насекомых, но их не стоит пугаться. Главная угроза в данной местности — дождь и ветер. А еще дороги начинает размывать, палатки может унести.

Урок «Растительный и животный мир Казахстана»

План — конспект урока физической географии Казахстана.

Тема урока: «Растительный и животный мир Казахстана»

8 класс

Цель урока:

Сформировать у учащихся знания об особенностях распространения растительного и животного мира Казахстана.

Задачи урока:

  • Обогатить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии.
  • Показать особенности взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов Казахстана. Развивать наблюдательность и речь учащихся, насыщать учебный процесс наглядным материалом.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту, стремление охранять и приумножать природные богатства, пробуждать эстетические чувства.

Средства обучения, наглядные пособия и использованная литература: физическая карта Казахстана, карта растительности Казахстана, карта животного мира Казахстана, Энциклопедии: «По страницам Красной книги Казахстана. Позвоночные животные» Алматы, ОАО «Алматыкітап», 2004г., «Растительный мир Казахстана», научно – популярное издание, Алматы, ОАО «Алматыкітап», 2004г., «Животный мир Казахстана» Ковшарь А.Ф., Ковшарь В.А., Алматы, ОАО «Алматыкітап», 2003г., Иващенко А.А. «Сокровища растительного мира Казахстана. По страницам Красной книги» Алматы, ТОО «Алматыкітап», 2005г., гербарий редких растений, иллюстрации растений и животных, компьютер, презентации, научно – познавательный краткометражный фильм.

Методы и приемы обучения: слово учителя, сообщения учащихся, работа с тестами, творческая работа в группах.

Опорные знания: флора, фауна Казахстана, Красная книга, реликтовые растения и животные, эндемики.

Тип урока: урок комбинированный, с элементами интеграции

Технология обучения: работа в группах

Структура урока:

  1. Орг.момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение темы и постановка учебной задачи
  4. Работа в группах: выполнение задания творческого характера, сообщения учащихся
  5. Закрепление материала
  6. Выставление оценок, рефлексия, дифференцированное домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Добрый день ребята! Улыбнитесь друг другу.

Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны) Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу) Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх)

На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

  1. Проверка домашнего задания (выполнение дифференцированного теста), взаимопроверка
  2. Учитель: цель нашего урока: формирование знаний об особенностях распространения растительного и животного мира Казахстана. Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова Рабиндраната Тагора: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет». Внимательно вдумайтесь в эти слова, мы к нему еще вернемся.

Подумайте, какие задачи мы можем поставить перед собой и решить на этом уроке.

  1. Учащиеся ставят задачи к уроку.

Давайте с вами вспомним такие понятия как флора, фауна, экология, заповедник, заказник

Флора

— Совокупность растительных видов данной географической местности.

Фауна

— совокупность видов животных, обитающих на определённой территории или акватории.

Эколо́гия

— наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Заповедники — природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, создаваемые с целью изучения естественного хода природных процессов и явлений…

Заказник — участок территории или акватории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ, отдельных биогеоценозов, экологических компонентов…

Учитель: в подготовительном этапе нашего урока вам было дано домашнее задание: проработать с дополнительными источниками литературы, энциклопедиями и подготовить сообщение о растительном и животном мире Казахстана, собрать сведения, дать оценку экологического состояния местности, собрать материал о редких растениях и животных, проанализировать меры по охране растительного и животного мира. Класс разделен на 2 группы: растения и животные Казахстана (в каждой команде выбран спикер, который будет непосредственно рассказывать о растительном либо животном мире, ребята подготовили презентации по выбранной тематике, сообщения о редких видах растений и животных, занесенных в Красную книгу).

  1. Слово учителя: рассказ о закономерностях распространения растительного покрова и особенностях распространения представителей животного мира.

Природа Казахстана многолика и неповторима. Любой ее уголок по-своему красив.

Растительный покров Казахстана начал формироваться в конце мелового – начале палеогенового периода, когда значительная часть его территории еще находилась под водой. Всю Туранскую низменность в палеогене занимало море, которое соединялось с Западно-Сибирским морем Тургайским проливом. Он делил казахстанскую часть суши на две части. К востоку от пролива, на Алтае, на мелкосопочнике Центрального Казахстана были распространены в ос­новном широколиственные древесные, вечнозеленые ли­ственные растения (ангарская флора).

На западе от Туранского пролива, в Мугоджарах, на Общем Сырте, Предуральском (Эмбинском) плато произрастали вечнозеленые виды субтропической растительности
(полтавская флора).
В неогене вода из Тургайского пролива отступила, после чего Западно-Сибирская равнина соединилась с Туранской низменностью. В этот период полтавская флора начала распространяться на восток, к озеру Зайсан. Ангарская флора, наоборот, стала продвигаться на запад. В результате этих процессов в Казахстане сформировалась новая, так называемая
тургайская флора
, состоящая из разной, но генетически связанной растительности; платан, грецкий орех, дуб, самшит, тополь и др. С отступлением моря в неогене, когда территория стала приобретать континен­тальные черты, через Иран на территорию Казахстана проникла
африканская флора:
эфемеры, люцер­на, карагана и некоторые другие виды дре­весных растений. В неогене море отступило, на его месте образовались ны­нешние озера. Климат стал сухим, субтро­пические леса сменились лесами умеренно­го пояса. В антропогене климат стал более суро­вым, горные районы покрылись льдом. Большинство теплолюбивых растений по­гибло, но часть их осталась, например, грец­кий орех, абрикос, яблоня, Из Сибири рас­пространились арктические и альпийские виды растений. Таким образом постепенно сформировался современный облик расти­тельного покрова Казахстана. На него зна­чительное влияние оказали местные расте­ния и растения сопредельных территорий.

  1. Самостоятельная деятельность учащихся

Ребятам дается время на подготовку своего выступления 3-4 мин. После чего учащиеся сначала группы «Растения», затем группы «Животные» рассказывают о растительном и животном мире, показывая приготовленные ими презентации, показывая на карте растительности и животного мира распределение флоры и фауны по всей территории, показывают иллюстративный материал о редких видах растений и животных.

Слово учителя: По уровню развития животного мира Казахстан входит в палеарктическую зоогеографическую область. Возникно­вение и становление в ней животного мира похоже на ис­торию развития ее растительного покрова. В неогене в Ка­захстане обитали тропические и субтропические виды жи­вотных. Они были схожи с животными из Индии и Афри­ки. В ледниковый период некоторые виды теплолюбивых животных вымерли, другие переселились в теплые края. Лишь отдельные их виды сохранились в горных областях юго-восточной части Казахстана (Жунгарский Алатау, Заилийский Алатау, Кетмень). Даль­нейшее свое развитие они получили лишь после отступления ледников. Эту группу животных и птиц пред­ставляют дикобраз, тигр, кабан, ма­рал, белая и красная цапля. В пери­од наступления оледенения с севера в Казахстан проникли морозоустой­чивые животные. Отдельные их виды до сих пор сохранились в горных об­ластях: тундровая куропатка, ржан­ка, совка и др. После отступления ледников в Ка­захстан стали проникать среднеази­атские виды животных и птиц. Сре­ди них были заяц-беляк, тетерев, дя­тел, кедровка, которые впоследствии переселились в степную и пустын­ную зоны.

Выступления учащихся, показ слайдов, связанных с выбранной тематикой

  1. Физминутка.

А сейчас отдохнём. «Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем Это к нам птицы летят»

Потрудились – отдохнём Встанем глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд Влево, вправо поворот Наклонились, прямо встали Руки вниз и вверх подняли Руки плавно опустили Всем улыбки подарили.

Учитель: а сейчас, ребята, вернемся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете значение этого изречения? Какой смысл заложил автор в его основу? Как он связан с темой нашего урока?

Творческое задание: «Собери мозаику» (учащимся раздаются пазлы, которые они складывают в единую картинку, группе «Растения» — редкий вид животного(перевязка), группе «Животные» — редкий вид растения – (Канкринелла Крашенникова). После этого ребята рассказывают об этих представителях.

Учитель задает следующие вопросы:

  1. Какие растения и животные встречаются на территории Казахстана?
  2. Какие растения и животные преобладают на равнинах и горных территориях республики?
  3. Каково влияние климатических факторов на распространение флоры и фауны?

Слово учителя: В Казахстане очень уязвимая природная среда. Территорию республики в основном составляют степи, полупустыни и пустыни. В результате антропогенных нагрузок практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны.

Практика сжигания попутного газа в факелах также наносит значительный экологический и экономический ущерб. Повышенный тепловой фон и подкисление компонентов окружающей среды вокруг месторождений при сгорании газа оказывают негативное влияние на почву, растительность, животный мир прилегающих к нефтяным комплексам районов, внося свой «вклад» в увеличение парникового эффекта. Безвозвратные потери газа составляют более 740 млн. м3 в год.

В результате повышения уровня Каспия оказались затопленными более 200 скважин и месторождений нефти, в том числе крупнейших — Каламкас и Каражанбас, что является угрозой не только биологическому разнообразию (в Каспии сосредоточено 90% мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов орнитофауны, эндемик — каспийский тюлень), но и всей экосистеме Каспийского моря. За последние 10 лет улов промысловых рыб сократился в 10 раз.

Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 4% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике. Огромный ущерб лесным ресурсам наносят пожары — только в 1997 году сгорел лес на площади более 200 тыс. га.

Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. Следствием подобных изменений является снижение качества жизни населения и неустойчивое развитие республики. Управление состоянием окружающей среды осуществляется Правительством РК через его центральные исполнительные органы, такие как Министерство охраны окружающей среды, Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство энергетики и минеральных ресурсов, Министерство сельского хозяйства и Агентство по управлению земельными ресурсами. Правительство и местные органы власти устанавливают порядок охраны и использования компонентов природной среды, утверждают ставки платежей за использование ресурсов, регулируют деятельность природопользователей в соответствии с законодательством, осуществляют мероприятия по воспроизводству биологических ресурсов.

Учитель: с целью сохранения редких животных, птиц и растений созданы 25 особо охраняемых природных территорий, из них 10 заповедников и 10 национальных парков. Эти природоохранные учреждения находятся в собственности государства (показывается на слайде карта заповедников и заказников Казахстана)

  1. Закрепление материала

Творческое задание: «рассели» представителей флоры и фауны Казахстана в места их обитания, по природным зонам.

  1. Подведение итогов
  2. Рефлексия
  3. Дифференцированное домашнее задание

Уровень А: § 37 пересказ, стр. 154 ответить письменно на вопросы в тетрадь

Уровень В: дать характеристику каждому виду флоры в виде таблицы

Уровень С: дать оценку экологического состояния Карагандинской области, составить анализ

5

Комплекс наскальных рисунков «Баян Журек»

Источник фото: silkadv.com

Комплекс наскальных рисунков «Баян Журек» располагается в горах Джунгарского Алатау, в Алматинской области. Невысокие горы Баян-Журек вытянуты в широтном направлении с запада на восток и имеют протяженность около 20 км.

Высшая точка хребта достигает высоты 2079 метров над уровнем моря.

На скалах и больших камнях в юго-западной части выбиты сотни наскальных изображений, сюжеты и стиль которых отличаются от других подобных памятников Семиречья. Основная часть изображений была высечена в эпоху бронзы. В средние века на скалах Баян-Журека изображались всадники, конные поединки, пешие лучники, сцены охоты.

Источник фото: silkadv.com

Петроглифы расположены на гребне горы. Выбор плит для рисунков был обусловлен породой скал, покрытых густой темной патиной. Комплекс — один из наиболее крупных скоплений петроглифов и насчитывает 2500 рисунков в 6 группах.

Добраться до наскальных рисунков можно либо самим на машине, либо с помощью туристских маршрутов по Алматинской области, или же джип-туром.

Озеро Шайтанколь

Источник фото: silkadv.com

Озеро Шайтанколь в переводе с казахского означает «Чертово озеро». Оно расположено в пяти километрах от города Каркаралинск в Карагандинской области.

Озеро невелико по размерам — всего 60 метров в длину и 40 метров в ширину, но при этом это памятник природы республиканского значения и находится в списке особо охраняемых территорий Казахстана. Вода озера изумительного ярко-голубого цвета, прохладная в летнее время, полностью покрывается толстым льдом в суровые зимы. Шайтанколь не имеет питающих рек или источников, но уровень воды здесь никогда не убывает и не повышается, несмотря ни на обильное таяние снегов, ни на проливные дожди или, наоборот, продолжительные периоды летнего засушья.

Источник фото: silkadv.com

Нужно подметить, что это загадочное и неизведанное озеро, которое окутано множеством легенд. До сих пор не установлена точная глубина воды.

Добраться до озера Шайтанколь несложно, это можно сделать как от дома отдыха «Шахтер», откуда пешком дорога займет около часа с небольшим, так и от города Каркаралинска. Во втором случае, можно проехать на машине вглубь гор и потом за минут сорок дойти до озера пешком. В этом месте погода меняется быстро, поэтому стоит брать с собой и зонт, и солнцезащитный крем. Зимой дорога заблокирована снегом, поэтому добраться сюда будет сложнее.

Алакольский заповедник

Группа Алакольских озер, расположенных почти у самой границы с Китаем, стала основой для еще одного заповедника Казахстана. Помимо наиболее крупного озера, давшего название всему заповеднику, в комплекс входят озера Сасыкколь и Кошкарколь, а также дельта реки Тентек, впадающей в Сасыкколь.

В геологическом разрезе это место относится к Балхаш-Алакольской котловине. Если двигаться от озер на запад, то вскоре низменность перейдет в очередной водоем — озеро Балхаш. Ученые считают, что когда-то цепь озер в котловине была единым целым.

Алакольский заповедник известен своим разнообразием пернатых — всего на данной территории насчитывается около 250 видов птиц. Здесь можно встретить пеликанов, бакланов, камышниц, цапель. Наиболее редкий вид, встречающийся на Алакольских озерах, — это редкая реликтовая чайка, находящаяся под угрозой исчезновения. Заповедник гордится одной из крупнейших популяций этих чаек.

Шакпак-ата

Источник фото: silkadv.com

Шакпак-ата — это уникальный архитектурный памятник, который находится в северо-восточной части полуострова Тюб-Караган в Мангыстауской области в урочище Шиликудук. Изюминка Шакпак-аты заключается в том, что это подземная мечеть.

Шакпак-ата вырублена в толще скального мыса, образованного руслами двух оврагов, опускающихся по склону горы Унгазы к одному из заливов Каспийского моря.

К западному входу в мечеть ведет высеченная в скале лестница, восточный вход имел служебное назначение. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки.

Источник фото: silkadv.com

Темные залы, дружелюбные люди и тишина в святынях — это все Шакпак-ата. Мечеть была вырублена в толще скального мыса, а интерьер мечети не имеет элементов декоративного оформления, за исключением некоторых колонн и арок центрального зала. Стены портала и ниши испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, быков, раскрытой ладони, трилистника. С недавних пор мечеть и прилегающий к ней некрополь были взяты под охрану ЮНЕСКО.

Посетить Шакпак-ата можно на своей машине, так как там почти нет дорожных преград, либо вместе со специальными турами. Лучше всего выезжать из города Актау, так как он находится ближе всех.

Останки кораблей на старом Арале или же «Кладбище кораблей»

Источник фото: жбф.рф

Останки кораблей — это крик природы о помощи.

Оказавшись там, возникает ощущение, что вы в антиутопическом или постапокалиптическом фильме. Несмотря на пустоту этого места, здесь проводятся фестивали и снимаются клипы.
Например, британская рок-группа Pink Floyd сняла клип на песню Louder Than Words.

Источник фото: жбф.рф

Для того чтобы увидеть кладбища кораблей, нужно сперва добраться до города Аральска, а затем уже до места на машине, которую можно нанять в Аральске.

Самое ближайшее из «кладбищ» находится на расстоянии 90 километров от города.

Шекельмес

Источник фото: nat-geo.ru

Шекельмес — природное чудо на берегу озера Зайсан.

Также его называют «Замком горного духа». Разноцветная глина и песчаные горы, обветренные и омытые дождями, будто застыли на ходу — эти условия делают местность необычной. Здесь можно найти кости крокодилов, саламандр, скорлупу яиц динозавров. Геологи утверждают, что в это место ударил метеорит, который впоследствии сдвинул породу возрастом 100 миллионов лет.
В этих краях можно наблюдать целое семейство пеликанов и больших бакланов, домашний скот, который наблюдает за туристами.

Источник фото: pinterest.com

Дорога в Шекельмес сложная, поэтому следует брать мощный внедорожник, который сможет преодолеть пригорки и грязевые островки.

Рекомендуется ездить на нескольких автомобилях, так как здесь нет попутных автомобилей. От Курчума нужно ехать до столбика с о, сразу за ним будет поворот направо по указателю «Ауылы Аманат». Нужно повернуть по указателю на грунтовую дорогу и проехать еще пять километров. После чего нужно свернуть налево и ехать 18-20 километров до равнины Киин-Кериш. Обогнув ее, нужно проехать еще 20 километров до гор Шекельмес.
В целом расстояние составляет 230 километров и занимает 9 часов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: