Египетская цапля / Bubulcus ibis / Cattle Egret / Птицы Европы

Вы когда-нибудь замечали, что частенько, особенно в дождливый сезон, на спине буйвола сидит цапля? И буйвол нисколько не противится этому. Знаете почему?

Описание и особенности цапли

Цапля – это птица, которая является представителем отряда аистообразных. В природе огромное количество видов этой птицы, их насчитывается порядка 60: серая цапля, рыжая цапля, египетская, красная цапля, солнечная цапля, кваква, белокрылая цапля и многие другие.
По внешнему виду и размерам цапли очень отличаются друг от друга, это объясняется принадлежностью к различным видам. Но все птицы схожи между собой по внешнему виду, строению, повадкам и характеру.

Вес цапли может составлять от 100 граммов до 8 килограммов, при этом и размеры птицы будут напрямую зависеть от показателя массы. Небольшие цапли обычно в высоту около 50 сантиметров, в то время как большие цапли могут достигать в высоту почти полтора метра. Цапля считается узнаваемой птицей, перепутать её с другой практически невозможно, так как она обладает рядом характерных особенностей.

Прежде всего, это длинные и худощавые ноги, длинный клюв, длинная шея и короткий хвост. На фото цапля выглядит очень интересно и необычно, но при этом можно заметить все видовые отличия.

Цапля-Среда-обитания-и-образ-жизни-цапли-8

Солнечная, самая яркая среди цапель

Клюв цапли длинный и прямой, а вот конец конически заострён. Подклювье и надклювье имеют острые края, режущие, иногда имеются на них небольшие зазубрины. Цвет клюва также неодинаков у разных видов, многие обладают жёлтым, но есть и цапли с красным клювом.

Длинная грациозная шея птица является характерным отличием от других пернатых. Изгиб шеи не так уж и красив, порой создается впечатление, что у птицы и вовсе сломана шея, но это не так. В спокойном состоянии цапля держит шею в полусложенном состоянии, но когда она охотится, то выпрямляет шею.

Таким образом, цапля облегчает процесс схватывания пищи, это также даёт возможность поражать своим острым клювом добычу, действует это подобно копью, которое вонзается в добычу. Вся шея птицы состоит из 20 удлинённых позвонков. Однако боковые движения ограничены, цапля практически не может поворачивать шею вправо или влево, она двигает ею лишь вверх и вниз.

Худощавые длинные ноги цапли выглядят необычно. Передние три пальца соединены между собой небольшими перепонками. Сами по себе пальцы длинные и оканчиваются прямыми длинными когтями, которые достаточно острые. На среднем пальце у цапли коготь имеет специальные зазубрины в виде гребёнки. Задний же палец по длине почти не уступает передним.

Слушать голос белой цапли

Виды цапель отличаются не только по окрасу, но и по росту. Размеры цапель варьируются в широком диапазоне: например маленькая цапля достигает в высоту не более 40-60 см, а большая цапля доходит в размерах до 1,5 метров.

Средний вес этих птиц 2,5 килограмма. У птиц разного вида чаще всего однотонный окрас. Цапля бывает белого цвета, рыжего, черного, серого, а порой и двухцветная. В основном у цапель темные лапы и желтый клюв, но иногда встречаются цапли с черным клювом. Оперение у птиц гладкое, а голова цапли часто украшена хохолком, размер которого зависит от вида птицы, но хохолок присутствует не у всех видов.

Голова цапли находится на длинной шее, которую они вытягивают во время охоты. Клюв цапли длинный и прямой. Такое строение клюва цапли дает ей возможность легко ловить и удерживать скользкую рыбу.

На тонких и длинных ногах находятся цепкие пальцы, а хвост острый и короткий. Ходит цапля большими шагами, около 0,5 метра, а во время поиска пищи ее шаги становятся мельче, длиной до 25 см.

Цапля — птица, ведущая околоводный образ жизни. Она не ныряет, не плавает, так как ее перья легко намокают. Все водоплавающие птицы имеют копчиковую железу, благодаря которой выделяется жир, не дающий птицам намокнуть. В отличие от водоплавающих птиц, цапля таковой не имеет, поэтому перья цапли не защищены от намокания.

Предлагаем ознакомиться Оборудование и помещения для содержания овец

Максимальная продолжительность жизни цапель составляет 23 года.

Вес взрослой птицы составляет от 1,5 до 2 кг. В высоту большие цапли иногда достигают полутора метров. Это довольно узнаваемая птица: благодаря ряду характерных особенностей перепутать ее с другими сородичами практически невозможно.

Если рассматривать фото цапли, больше всего обращают на себя внимание длинные, тонкие ноги и шея с изгибом.

Цапля интересные факты для детей

В полете эта птица, в отличие от других аистообразных, не вытягивает, а складывает шею так, что затылком ложится на спину.

В обычном состоянии шея находится в полусложенном виде.

Ведя охоту, цапля выпрямляет свою шею. Она поражает добычу при помощи острого клюва, которым действует, словно копьем.

Первые три пальца на ногах цапли соединены маленькими перепонками. Все пальцы довольно длинные, имеют прямые, заостренные когти.

На когте среднего пальца располагаются интересные зазубрины – они необходимы для «ухода за собой». Цапля очень любит ухаживать за своими перьями – она делает это каждый день, тщательно и подолгу.

Эта удивительная птица «припудривает» свое оперение: посыпает его крошкой из своих самых мелких и хрупких перьев («пудреток»), которые расположены у нее на груди и спине.

На голове у этой птицы есть небольшой, слабо заметный хохолок. Перья чаще одноцветные, гораздо реже встречаются черно-белые экземпляры.

Крупные крылья позволяют цаплям делать большой размах в полете – он получается плавным, медленным и «тяжелым». Летают они достаточно редко, большую часть времени находясь на земле.

Вид и человек

В ХIХ веке популяция большой белой цапли оказалась подорванной в большой степени из-за охоты на эту красивую птицу. Особые перья на спине, появляющиеся в брачный период — эгретки — использовались для украшения дамских шляп. Ради этого цапель уничтожали в огромных количествах, причем на территории обоих полушарий. Так, только в одном 1898 году в Венесуэле ради эгреток было убито больше 1,5 миллионов цапель. От одной птицы можно получить всего 30–50 эгреток, а чтобы набрался 1 кг этих перьев, нужно было убить 150 птиц. Для спасения уничтожаемых птиц, и больших белых цапель в первую очередь, было создано знаменитое Королевское общество охраны птиц (Великобритания), которое сейчас является крупнейшей природоохранной организацией Европы. В настоящее время на больших белых цапель нигде не охотятся. Таким образом, прямое антропогенное воздействие исключено, зато стало более существенным косвенное — потеря среды обитания и загрязнение ее тяжелыми металлами и пестицидами. Эти вещества отрицательно влияют на здоровье и плодовитость птиц (высокий уровень их отмечен как в тканях взрослых птиц, так и в яйцах).

Где живет цапля?

Цапля — птица, живущая по всему миру за исключением приполярных областей и Антарктиды. Цапля обитает в различных водоёмах, такие как озера, реки, болота, тростниковые заросли и влажные луга. Гнезда цапли строят на ветках деревьев из прутиков. Многие из видов птиц держатся небольшими группами. Эти колонии могут начислять разное количество особей.

Особенность цапель состоит в том, что птицы не сбиваются в плотные стайки, а предпочитают просто находиться недалеко друг от друга. В местах, где пищи мало, стая цапель селится на удаленном расстоянии, а крупные колонии живут только в богатых кормом местах. Исполинская цапля и еще несколько видов цапель живут только поодиночке.

В основном, цапля живет на болоте. Болото цапли выбирают в зависимости от времени года, летом — с пресной водой, зимой — прибрежные заболоченные территории с солёной водой.

Образ жизни и социальное поведение

Живущие в умеренных широтах большие белые цапли перелетные, зимуют в Африке и в тропической Азии. Большинство южных популяций цапель оседлы или совершают небольшие кочевки. По земле большие белые цапли ходят медленно и величественно, высматривая добычу. Зрение у них бинокулярное. Полет плавный, его скорость 30–50 км/час. При полете отводит голову назад, s-образно изгибая шею. Охотятся поодиночке или небольшими группами днем или в сумерках, а с наступлением темноты ищут убежище, образуя большие стаи, часто с другими видами цапель. Ведут себя они довольно агрессивно, часто вступая в драку за добычу с другими птицами, в том числе и своего же вида. После окончания гнездового сезона молодые цапли разлетаются от родного гнезда, иногда на расстояние до 400 км.

Места обитания

Цапли населяют практически весь мир. Нельзя их встретить разве что только в пустынной местности, лесах, горных областях, самых северных районах и Антарктиде.

Зимуют птицы на юге, однако отдельные виды остаются в холодное время года в местах гнездования, если те находятся поблизости от незамерзающего водоема.

Большинство из них выбирают местом своего обитания пресные озера, болота и реки, но зимой могут отдать предпочтение заболоченным территориям с соленой водой. Они не любят создавать больших поселений.

Тем не менее некоторые виды цапель селятся небольшими группами. Главное условие для благополучной жизни птиц – мелководье. Там они легко добывают себе пропитание.

История жизни в Московском зоопарке

В нашем зоопарке единственная большая белая цапля содержится вместе с другими представителями отряда аистообразных на Новой территории в павильоне «Птицы и бабочки». Зимой она живет во внутренней теплой вольере, летом — на улице. Ежедневно цапля получает около 500 г корма, куда входит рыба, мясо, мыши и лягушки. История этой цапли очень необычна. Около 10 лет назад ее привезли из Анадыря на Чукотке (!), куда она залетела на зимовку (!). Каким образом она туда попала и как собиралась там зимовать, совершенно непонятно. Известны случаи, когда птица оказываются в совершенно не характерных для них местах, занесенные, например, сильным ветром или штормом. (Такие случаи у орнитологов называются «залеты»). Но в этот день, по словам очевидцев, не было ни сильного ветра, ни шторма. Видимо в «программе» цапли произошел какой-то сбой. Ее поймали добрые люди (иначе она безусловно бы погибла) и привезли в Москву в зоопарк, с тех пор она (или он, пол так и неизвестен) тут и живет. Живет хорошо, находится в прекрасной форме и каждую весну «производит» на радость сотрудникам прекрасные ажурные эгретки.

СРЕДНЯЯ БЕЛАЯ ЦАПЛЯ

Bubulcus intermedia

ПОЗВОНОЧНЫЕ – VERTEBRATA

Отряд:

Аистообразные – Сiconiiformes

Семейство:

Цаплевые – Ardeidae

Род:

Bubulcus

Wagler, 1829

Распространение:

Гнездится на периферии ареала на оз. Ханка и, вероятно, в других местах юж. Приморья . В период сезонных миграций и летом регулярно отмечается в различных р-нах Приморья . Регистрировалась в юж. части о. Сахалин , на о-вах Монерон , Кунашир и Шикотан . Вне России гнездовой ареал охватывает вост. и юж. р-ны Азии от Японии, Филиппинских, Зондских, Молуккских о-вов и Новой Гвинеи до Индии и о. Цейлон, на сев. до Непала, р. Хуанхэ и о. Хонсю, а также сев. и вост. Австралию, вост. и юж. Африку.

Местообитания:

Населяет берега водоемов, рисовые поля, болота в низинах и на плоскогорьях на высотах до 1400 м н.у.м. В период миграций встречается на лугах близ морского побережья. Гнезда сооружаются на густых раскидистых деревьях, бамбуке, в заломах тростника. Сроки размножения с мая по июль. В сезон одна кладка. Содержит 3-5, обычно 4 яйца , по другим данным 2-3, реже 4 яйца . В насиживании кладки и выкармливании птенцов участвуют оба партнера. Кормится во влажных биотопах. Иногда «пасется» среди домашнего скота. Пищей служит мелкая рыба, насекомые, особенно жуки и прямокрылые. Сведения о смертности и ее причинах отсутствуют. Сев. популяции зимуют в низовьях р. Янцзы, на о. Тайвань, Филиппинских и Зондских о-вах.

Численность:

На оз. Ханка обнаружено 2 гнезда средней белой цапли в смешанной колонии серой, рыжей и большой белой цапель. На юж. и вост. побережье оз. Ханка в гнездовое время встречали одиночек, пары и группы до 12 особей, но не каждый год . В период миграций и кочевок с одинаковой частотой отмечали одиночек и небольшие группы до 10 птиц. В Сахалинской обл. вид встречается еще реже. Низкая численность в России объясняется близостью сев. границы гнездового ареала. Кроме того, имеет место сокращение площади гнездовых и кормовых биотопов в результате интенсивного осушения болот на Приханкайской равнине и в других р-нах Приморья в 60-70-е гг. Заметного снижения численности вида не наблюдается.

Охрана:

Занесена в Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с США, Японией и Республикой Корея об охране мигрирующих птиц. Известные и возможные места гнездования в Приморье входят в состав Ханкайского государственного заповедника и районного заказника на побережье зал. Ольги. Часть мигрирующих птиц охраняется в Дальневосточном государственном морском заповеднике.

Источники:

1. Поливанова, Глущенко, 1977; 2. Лабзюк, 1981; 3. Лабзюк, 1990; 4. Елсуков, 1974; 5. Воробьев, 1954; 6. Литвиненко, Шибаев, 1965; 7. Лабзюк и др., 1971; 8. Назаров, Куринный, 1981; 9. Глущенко, 1981; 10. Назаров, неопубл. данные; 11. Гизенко, 1955; 12. Нечаев, 1991; 13. Беньковский, 1968; 14. Нечаев, 1969; 15. Глущенко, 1988; 16. Дыхан, 1990; 17. Baker, 1929; 18. Mackwarth-Pread, Grant, 1952.

Составители:

Ю.Н. Назаров

Aves. Отряд: Аистообразные Семейство: Цаплевые Род: Белые цапли Вид: Средняя белая цапля Научное название -Egretta intermedia (Wagler, 1829) Категория редкости: 3 — редкий вид на периферии ареала

Bubulcus intermedia Wagler, 1829

Распространение:

Гнездится на периферии ареала на оз. Ханка и, вероятно, в других местах юж. Приморья . В период сезонных миграций и летом регулярно отмечается в различных р-нах Приморья . Регистрировалась в юж. части о. Сахалин , на о-вах Монерон , Кунашир и Шикотан . Вне России гнездовой ареал охватывает вост. и юж. р-ны Азии от Японии, Филиппинских, Зондских, Молуккских о-вов и Новой Гвинеи до Индии и о. Цейлон, на сев. до Непала, р. Хуанхэ и о. Хонсю, а также сев. и вост. Австралию, вост. и юж. Африку.

Местообитание:

Населяет берега водоемов, рисовые поля, болота в низинах и на плоскогорьях на высотах до 1400 м н.у.м. В период миграций встречается на лугах близ морского побережья. Гнезда сооружаются на густых раскидистых деревьях, бамбуке, в заломах тростника. Сроки размножения с мая по июль. В сезон одна кладка. Содержит 3-5, обычно 4 яйца , по другим данным 2-3, реже 4 яйца . В насиживании кладки и выкармливании птенцов участвуют оба партнера. Кормится во влажных биотопах. Иногда «пасется» среди домашнего скота. Пищей служит мелкая рыба, насекомые, особенно жуки и прямокрылые. Сведения о смертности и ее причинах отсутствуют. Сев. популяции зимуют в низовьях р. Янцзы, на о. Тайвань, Филиппинских и Зондских о-вах.

Численность:

На оз. Ханка обнаружено 2 гнезда средней белой цапли в смешанной колонии серой, рыжей и большой белой цапель. На юж. и вост. побережье оз. Ханка в гнездовое время встречали одиночек, пары и группы до 12 особей, но не каждый год . В период миграций и кочевок с одинаковой частотой отмечали одиночек и небольшие группы до 10 птиц.

В Сахалинской обл. вид встречается еще реже. Низкая численность в России объясняется близостью сев. границы гнездового ареала. Кроме того, имеет место сокращение площади гнездовых и кормовых биотопов в результате интенсивного осушения болот на Приханкайской равнине и в других р-нах Приморья в 60-70-е гг. Заметного снижения численности вида не наблюдается.

Охрана:

Занесена в Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с США, Японией и Республикой Корея об охране мигрирующих птиц. Известные и возможные места гнездования в Приморье входят в состав Ханкайского государственного заповедника и районного заказника на побережье зал. Ольги. Часть мигрирующих птиц охраняется в Дальневосточном государственном морском заповеднике.

Источник:

1. Поливанова, Глущенко, 1977; 2. Лабзюк, 1981; 3. Лабзюк, 1990; 4.Елсуков, 1974; 5. Воробьев, 1954; 6. Литвиненко, Шибаев, 1965; 7. Лабзюк и др., 1971; 8. Назаров,Куринный, 1981; 9. Глущенко, 1981; 10. Назаров, неопубл. данные; 11. Гизенко, 1955; 12. Н Составитель: Ю.Н. Назаров

Смотрите также.

Цапля достаточно привычная птица для российских пейзажей.

Несмотря на количественную малочисленность, распространение цапли настолько широко, что охватывает значительные территории по всему миру. По своему видовому многообразию цапли бывают египетские, серые, белые, солнечные, рыжие, кваквы и проч. Однако этим классификация не ограничивается – некоторые виды цапель делятся еще и на подвиды.

Чем питается цапля?

Цапля интересные факты для детей

Цапля — птица, питающаяся околоводной и водной живностью, такой как лягушки, змеи, насекомые, тритоны, головастики, рыбы, моллюски, мальки и ракообразные. Кроме этого, она может съесть чужих птенцов, небольших грызунов или напасть на маленького зайца или кролика. Птицы охотятся из засады. Они ходят по мелководью и выискивают жертву, а иногда подолгу стоят на одном месте и нападают при удобном случае. Есть цапли, которые сопровождают больших животных, таких как буйволы, носороги и слоны в надежде поживиться вспугнутыми насекомыми.

Предлагаем ознакомиться Шлейка и поводок для кошки своими руками

Образ жизни

Обитают цапли практически по всему свету, исключением, пожалуй, составляют только приполярные районы и Антарктида. Селятся цапли на берегах водоёмов, в большинстве случаев это некрупные водоёмы, такие как озёра, болота, реки.

Могут обитать и в тростниковых зарослях и на влажных лугах. Многие виды селятся небольшими группками, стаями, но вот больших скоплений эти птицы избегают, они предпочитают быть недалеко друг от друга, но не создавать больших поселений.

На просторах России наиболее многочисленной является серая цапля, которая обитает от Калининградской области до самой Камчатки. Также можно встретить и рыжую цаплю, которая мало чем отличается от серой цапли.

Особой красотой привлекает белая цапля, но в последнее время ей численность резко сокращается. Египетская цапля также немногочисленна, потому что не боится человека и легко подпускает его к себе. К сожалению, человек и является наибольшей опасностью для этих птиц.

Слушать голос египетской цапли

Цапли относятся к моногамным птицам, но это только на сезон. Брачный период у птиц проходит очень интересно. Во-первых меняется внешний вид цапли, вырастают особые перья – эргетки, они ажурные и располагаются на спине у птицы. Во-вторых, цвет кожицы около глаза и клюв также имеют новый окрас.

Самец является исполнителем некого обряда, чтобы добиться расположения и внимания со стороны самки. Он расправляет перья и хохолок на голове, приседает и издаёт особые звуки. Если же самка проявляет внимание слишком быстро, то она может быть изгнана. Самец отдаёт предпочтение терпеливым самкам.

Сформированная пара преступает к строительству гнезда. Гнездо складывает самка, а вот добыча материала для строительства – это обязанность самца. Расположено гнездо обычно на большой высоте от поверхности земли. Самка откладывает обычно от 2 до 7 яиц, а затем в течение 28 дней высиживает их.

Из всего выводка чаще всего выживает не более 3 птенцов, так как рождаются они беспомощными, хотя и зрячими, а первым пухов покрываются спустя неделю. Очень важно обеспечить их хорошим питанием в первые дни жизни, что порой очень непросто сделать.

Самостоятельно летать молодое поколение сможет лишь после 50 дней жизни. Потомство не улетает далеко от родителей, а придерживается жизни в их стае. Половая зрелость наступает лишь в двухлетнем возрасте. Максимальный срок жизни составляет чуть больше двадцати лет.

У цапель нет какого-то определенного режима сна и активности – они способны бодрствовать в любое время суток.

Но замечено, что охотиться эти птицы любят во время заката или рассвета. По большей части они заняты добыванием пищи: постоянно выслеживают добычу, стоя в воде.

Размножение, выращивание потомства и родительское поведение

Большая белая цапля — моногам, но пары образуются, как правило, на одни сезон, хотя известны случаи воссоединения некоторых пар на следующий год. Гнездится большими колониями вместе с другими видами цапель, часто более мелких. В умеренных широтах гнездование происходит в теплое время года (весной и летом), в тропиках — круглый год. Ритуал ухаживания у этих цапель, во время которого меняется даже внешний вид птиц, довольно сложный. В сезон размножения у птиц обоих полов меняется окраска клюва и неоперенных частей на голове, и сильно отрастают знаменитые эгретки. Обычно первыми в колонии прилетают самцы и выбирают места для будущих гнезд. Приоритет здесь принадлежит более старым самцам, они выбирают лучшие места ближе к центру колонии. Выбрав место и закрепив его за собой, самец начинает ритуальный танец, привлекая самку. Самки усаживаются на соседних деревьях и внимательно наблюдают за происходящим. Иногда они совершают ответный танец, иногда между ними происходят даже небольшие потасовки. Цапли выбирают партнеров весьма придирчиво, и порой одна птица может прогнать другую, почему либо не понравившуюся. Гнездо цапли начинают строить сразу, как только образовалась пара. Размещаются гнезда на высоких деревьях (не ниже 10 м), растущих около воды; реже — на кустах (при отсутствии подходящих деревьев). Гнездо представляет собой довольно не аккуратную кучу веток разного размера, сложенных в одном месте. Материал для гнезда обычно собирает самец, нередко попросту воруя его у соседей, а самка укладывает. Диаметр гнезда 60–80 см, его высота 50–60 см. Иногда гнездо может использоваться и на следующий год, если только цапли не меняют место всей колонии. Несмотря на колониальное гнездование, самец очень активно защищает свой участок и гнездо, громко кричит и нападает на чужака. Самка откладывает 3–6 голубовато-зеленых яиц с интервалом в 2–3 дня. Обычно бывает одна кладка в году, но в случае ее гибели на ранних стадиях насиживания может быть отложена повторная. Насиживают оба родителя, инкубационный период длится 23–26 дней. Птенцы вылупляются практически голыми и беспомощными в том же порядке, как были отложены яйца. Между ними сразу начинается жестокая борьба из-за пищи, в которой побеждают более старшие и сильные. Чаще всего младшие погибают, и нередко в выводке выживают и остаются только 2 старших птенца (а иногда и вовсе 1). В первые дни родители кормят птенцов отрыгнутой пищей, а затем приносят добычу целиком. Птенцы в гнезде ведут себя агрессивно не только по отношению друг к другу. Орнитологи, которым случалось кольцевать птенцов большой белой цапли, рассказывают, что птенцы отчаянно сопротивляются и пытаются ударить клювом человека, метя при этом в глаза. Оперяются птенцы через 42–49 дней, хорошо летать начинают через 7 недель, но еще 3–4 недели зависят от родителей, после чего выводок распадается. Смертность молодых больших белых цапель в первый год жизни очень высокая и составляет свыше 75%. Половозрелыми большие белые цапли становятся в возрасте 2 лет.

Размножение и продолжительность жизни

Цапля – птица моногамная. Отдельные виды могут образовывать пару на всю жизнь, некоторые лишь на сезон. У представителей обоих полов в брачный период клюв приобретает красную окраску.

Самец исполняет особый ритуал для того, чтобы привлечь внимание самки. Расправляя свои красивые перья, приседает и издает специфические звуки.

Примечательно что он одаривает своим вниманием только самых терпеливых самок – те, кто быстро откликнулся на призыв, будут отвергнуты.

После того, как пара сформировалась, цапли начинают обустройство гнезда. Для этого им нужны высокие деревья. На плечи самца ложится главная обязанность – он добывает материал для строительства.

Птицы размещают гнездо на достаточно большой высоте. Используется оно не единожды: пара «ремонтирует» и достраивает его ежегодно.

Цапли — это моногамные птицы, но пара сохраняется только сезон. Размножается цапля только раз в году. В брачный сезон некоторые виды отращивают ажурные длинные перья на спине, их называют эгретками. У птиц меняется цвет кожи у глаз и клюва. Чтобы привлечь самку, самец цапли раскрывает эгретки и хохолок, приседает и трещит клювом. Если самка слишком быстро подойдет к самцу, она может быть изгнана. Самцом она принимается, только если проявит терпение.

Гнездо цапли строят сообща. Самец собирает материал для него, а самка укладывает гнездо. Устраивают они его выше остальных гнезд. Их соседями часто оказываются ибисы или бакланы.

В основном, цапля откладывает от 2 до 7 яиц, которые сразу насиживаются. Делают это оба родителя, и через 28-33 дня на свет появляются птенцы. Часто яйца цапли являются добычей воронов, стервятников и енотов. Птенцы цапли появляются в разное время, зрячими, и только через неделю они покрываются редким и неаккуратным пухом.

Предлагаем ознакомиться Как зимуют зайцы в лесу Любопытные факты

Летать птенцы могут через 55 дней, и образуют семейные группы с родителями. Только через 2 года птенец цапли достигает половой зрелости.

Цапля интересные факты для детей

Стоит заметить, что на территории России гнездятся серая и рыжая цапли.

Египетская цапля

Латинское название: Bubulcus ibis
Английское название: Cattle Egret
Отряд: Аистообразные, или голенастые (Ciconiiformes)
Семейство: Цаплевые (Ardeidae)
Длина тела, см: 48–53
Размах крыльев, см: 90–96
Масса тела, г: 300–400
Отличительные признаки: форма головы, способ ловли добычи, колониальность
Численность, тысяч пар: 69,5–87
Охранный статус: BERNA 2, CITES 2
Места обитания: Водно-болотный вид
Дополнительно: Российское описание вида

Цапля средних размеров, общий окрас оперения белый. Имеет характерную форму головы, отличающуюся массивным клювом и выдающейся зобной частью. В период размножения грудь, спина и голова приобретают ярко-рыжий цвет, клюв становится красновато-жёлтым Полового диморфизма нет.
Распространение. Частично перелётный, частично кочующий вид. Египетская цапля получила практически повсеместное распространение вследствие бурного заселения американского континента и Восточного полушария, чему в определённой степени содействовал завоз этой птицы в Австралию и Новую Зеландию. В России гнездится на Каспии. Что касается Европы, то, укоренившись в южной Испании, она распространилась по всему Пиренейскому полуострову, а также во Франции и, начиная с 1985 года, в Италии, где численность популяции за прошедший период возросла с 2 до 1 000 пар.

Среда обитания. Египетская цапля меньше связана с водоёмами, её часто можно увидеть на лугах, пашнях и невозделанных землях. Для гнездования выбирает сырые низины или пойменные луга.

Биология. Ярко выраженная колониальная птица. В конце апреля под деревьями, кустарниками или посреди тростниковых зарослей начинает строить гнездо, откладывает обычно 4–5 яиц беловатого цвета, птенцы появляются после 22–26 дней насиживания обоими родителями. Летать птенцы начинают в возрасте одного месяца. В год бывает одна, иногда две кладки. Египетская цапля питается в основном насекомыми, которых она ловит, следуя за пасущимся стадом. Типична привычка следовать за движущимся плугом. Обычно молчаливая птица, она становится очень крикливой, находясь в колонии или на ночлеге.

Интересный факт. Часто можно наблюдать египетскую цаплю сидящей на спине быка или лошади и выискивающей в их шкуре паразитов.

Египетская цапля / Bubulcus ibis / Cattle Egret / Птицы Европы

Египетская цапля (Bubulcus ibis)

Другие виды этого семейства:

Большая белая цапля Casmerodius albus Отличительные признаки: окраска оперения

Большая выпь Botaurus stellarisОтличительные признаки: окраска оперения, голос, особые позы

Жёлтая цапля Ardeola ralloidesОтличительные признаки: окраска оперения, стайный образ жизни

Малая белая цапля Egretta garzettaОтличительные признаки: окраска оперения и лап, стайный образ жизни

Малая выпь, или волчок Ixobrychus minutusОтличительные признаки: окраска оперения, голос, особые позы

Обыкновенная кваква Nycticorax nycticoraxОтличительные признаки: окраска оперения, голос, стайный образ жизни

Рыжая цапля Ardea purpureaОтличительные признаки: окраска оперения, силуэт в полёте

Серая цапля Ardea cinereaОтличительные признаки: окраска оперения, силуэт в полёте, брачные демонстрации

Питание

Так как местом обитания цапли является береговая линия водоёмов, то соответственно, что большей частью питается эта птица околоводной или водной живностью. Пропитание птицы добывают себе достаточно хитрым способом.

Цапля заходит в воду и стоит на ногах, при этом она не просто ждёт, когда ей улыбнётся удача и мимо приплывёт рыбка, а специально шевелит пальцами. Таким образом, рыбы принимают пальцы цапли за лакомого червяка и приплывают, не подозревая, что станет жертвой птицы.

Рацион цапли состоит из рыбы, мальков, головастиков, лягушек, жаб, тритонов, моллюсков и ракообразных. Цапля может охотиться и на других зверей, например, мелких грызунов. Иногда добычей могут оказаться и птенцы чаек.

В основном цапли питаются лягушками, головастиками, рыбой, моллюсками, ракообразными, насекомыми. Но при случае они могут поедать мелких грызунов или змей.

Цапля интересные факты для детей

Птицы ведут охоту за своей добычей из засады. Могут подолгу стоять на одной ноге, выслеживая жертву в камышовых зарослях, или бродить по берегу, взбалтывая воду.

Почему цапля стоит на одной ноге?

И взрослые, и дети часто задаются вопросом, почему цапля стоит на одной ноге. Цапля — птица, имеющая особое строение коленного сустава. Когда ее нога разгибается, включается своеобразный замочек, и поэтому птица может стоять очень длительное время, давая отдых второй ноге. Прижимая ногу к телу, цапля согревает ее, ведь вода в водоеме может быть холодной.

К тому же, такая поза цапли является хорошей маскировкой при охоте, потому что вторая нога птицы не выделяется, и жертвы цапли принимают ее за траву или камыш. Стоит цапля долго и не двигается, подкарауливая добычу в водоеме, а потом при подходящем моменте протыкает и захватывает ее своим длинным клювом.

Чем отличается цапля от аиста?

  • Во-первых, цапля от аиста отличается внешним видом. Шея у цапли изогнутая, в то время как у аиста она абсолютно прямая. К тому же аист — более крупная птица, чем цапля. Цапля более изящна.
  • Во-вторых, различия имеются в среде обитания. Жизнь цапли больше проходит на болоте, а аист предпочитает возвышенности, крыши домов или высокие деревья
  • Питаются аисты преимущественно грызунами и пресмыкающимися. Цапли, в основном, питаются рыбой и отлично плавают, в отличие от аиста.
  • Стоит заметить, что аист — исключительно дневная птица, а цапля бодрствует не только днем, но и ночью.

Мифология Древнего Египта

Боги – Амон – Анубис – Апис – Атон – Баал – Геб – Гор – Имхотеп – Мин – Нун – Осирис – Птах – – Себек – Сет – Тот – Хепри – Хонсу – Хнум – – Далее ►

Богини и царицы – Анксунамун – Астарта – Баст – Исида – Маат – Меритсекерт – Нефтида – Нехбет – Нут – Cелкет – Сехмет – Таурт – Тефнут – Хатхор – Царица Савская – Далее ►

Демоны и Демиурги – Азазель – Амту – Апоп – Атум – Инпу – Лилит – Монту – Нейт – Онурис – Cокар – Татенен – Хех – Далее ►

Египетские мифы и легенды – Египетские божества – Осирис – Месть Гора – Амдуат Книга мертвых – Далее ►

Боги Осирис, Гор и Исида, IX век до нашей эры

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Космогонические мифы

Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории.

По представлениям древних египтян каждое утро богиня Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.

Бог Анубис, 1300-1320 годы до нашей эры

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.

Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных.

Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.

От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, – который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, – а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Читать далее, открыть текст ►

Мифы заупокойного культа

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» ( «Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне. Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми. В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: