Презентация на тему: ««Перелетные и зимующие птицы» Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомьте его с названиями птиц. Закрепите в словаре ребенка обобщающие понятия.». Скачать бесплатно и без

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе «Почему птицы улетают на юг?»Основная форма...

Клин серых журавлей
Мигра́ция птиц

, или
перелёт птиц
— перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий либо особенностями размножения, с территории гнездования на территорию зимовки и обратно. Одна из форм миграции животных. Миграция — приспособление к сезонным изменениям климата и зависимых от них факторов (наличие корма, открытой воды и т. д.). Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность благодаря способности к полёту, недоступная большинству других видов наземных животных.

Земноводные

Углозуб сибирский

Тритон гребенчатый

Жаба зеленая

Чесночница

Кто улетает первым?

Первыми погреть крылышки на юг улетают стрижи, так называемые дети воздуха, асы неба и птицы погоды. Столько почётных званий они получили благодаря своей природной особенности. Ни ходить по земле, ни плавать в воде они не приспособлены. А вот в воздухе чувствуют себя уверенно. С лёгкостью могут добывать еду (летающих насекомых), пить, мыться и даже размножаться. Летают стрижи высоко, где куда прохладнее, чем внизу. На высоте много потенциальной еды, которой с падением температуры становится всё меньше. Так, птицы вынуждены искать пищу в жарких странах.

Ласточки, горихвостки и трясогузки также питаются летающими насекомыми, но сами летают ниже, а потому отправляются на зимовку позже. За ними следуют зяблики, дрозды певчие, пеночки-теньковки, трясогузки, а также жаворонки, иволги, малиновки и лесные коньки, которые перелетают небольшими стаями. Эти пернатые лакомятся не только жучками-паучками, но и растениями (семенами либо плодами).

Последними на юг улетают водоплавающие гуси и утки. Этим птицам перелёт не к спеху, потому как они добывают корм в водоёмах (рыбу, лягушек) вплоть до того, как на воде образуется ледяная корочка.

Красная книга Вологодской области: растения

Сложилось так, что человеку пришлось вскапывать земли, чтобы прокормить себя, вырубать леса и строить деревни и города, уничтожая редкие растения своего края. Флора планеты от этого очень пострадала, в результате чего тысячи видов разных растений находятся под угрозой исчезновения. С каждым годом Красная книга пополняется все большими видами трав и деревьев. Примеры редких растений: венерин башмачок, медуница, древовидный можжевельник, кукушник, ятрышник шлемоносный, надбородник безлистый, калипсо луковичная. Можно также отметить лекарственные растения, занесенные в Книгу, такие как адонис весенний, дуб обыкновенный, ежевика сизая, купена лекарственная, бессмертник и другие.

Из каких томов состоит

Красная книга Вологодской области поделена на разделы и группы объектов животного и растительного мира. Состоит она из нескольких томов:

  • Том первый — о территориях, которые требуют особой охраны.
  • Том второй — о растениях и грибах.
  • Том третий — о животных.

Каждый из них содержит списки уже исчезнувших видов и еще только находящихся под угрозой исчезновения. Опасное сокращение численности или распространения, а также ухудшение условий существования редкого типа животного, растения, птицы, служат основанием для занесения его в книгу и немедленного принятия мер по его восстановлению и охране. На сегодняшний день издано всего два тома: второй и третий. Печать первого тома намечается после того, как уточнятся границы охраняемых территорий.

Хищные птицы

Беркут (Aquila chrysaetos)

На сегодняшний день беркуты – крупные орлы, символизирующие силу, мощь и красоту – стали редкими птицами на всей территории обитания. Увидеть их в живой природе сложно еще и потому, что беркуты ведут довольно скрытный образ жизни, близости людей избегают, гнездятся исключительно в труднодоступных местах. Тем не менее, они живут преимущественно оседло, далеко от гнезд не улетают, и в Вологодской области встречаются. Как сильные активные хищники беркуты ведут охоту на самую разнообразную добычу – от птиц и грызунов до крупных млекопитающих. При этом способны совершать нападения на животных, гораздо крупнее их самих. Ежедневно беркут употребляет в пищу около 1,5 кг мяса, но в трудных условиях может прожить без еды даже месяц.

Коршун чёрный (Milvus migrans)

Еще один известный хищник – это коршун, длина его тела достигает 60 см, вес около 1 кг, размах крыльев примерно 1,5 м. Размеры самок в среднем немного больше. Оперение на спине темное, бурого цвета, светлее в области темени, цвет крыльев также темный, животик бурый с рыжинами. Окраска лап и клюва желтая. Узнать коршуна можно также и по его вокальным данным: птица исполняет мелодичные трели «юрль-ююррль» и частые звуки «ки-ки». Что касается рациона питания, то он состоит из рыбы, птиц, млекопитающих, грызунов и падали. То есть, коршуны в еде непереборчивы, что связано также и с тем, что не на каждого самца в природе хватает личных охотничьих угодий.

Бородатая неясыть (Strix nebulosa)

Бородатая неясыть – это дневной хищник крупных размеров, представитель группы совиных. Его тело в длину около 90 см, размах крыльев превышает 1, 5 м. Голова большая, с дымчатым оперением серого цвета. На ней заметны яркие янтарные глаза, обведенные темными полосками. Под клювом неясыти располагается угольно-черное пятно, благодаря чему создается впечатление, будто бы птица «бородатая», что и послужило причиной появления такого видового названия. У этой совы нет «ушей» из перьев. Шея спереди украшены белоснежным воротничком. В полете заметны полосатые снизу крылья. Питается бородатая неясыть в основном грызунами.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря.
    Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные
    перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные.
    Голубя легко узнать по сизым перышкам.

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: