В СССР были поезда быстрее «Сапсана», где они? : Наука и технологии Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Вы всё ещё летаете самолётами? Забейте! Самый быстрый поезд в мире развивает такую скорость, что большинство самолётов нервно курят в сторонке!

Откуда произошло название поезда «Сапсан»

Назван поезд был в честь сокола-сапсана: охотясь, он может развивать скорость до 322 км/ч. Даже для семейства Соколиных это является большой редкостью. Это название как нельзя лучше подходит для самого быстрого поезда России.

Технические характеристики

«Сапсан» имеет ряд отличий от других поездов семейства Velaro:

  • воздухозаборники, вынесенные на крышу;
  • может работать при сверхнизкой температуре;
  • салон объемнее своего европейского аналога на 30 м.

Длина «Сапсана»-составляет 250 м, количество вагонов 10.

Вагоны отлично кондиционируют, а проходы широкие и при выходе не создаётся давка. В поезде отличная шумоизоляция — это значит, что отдыху пассажиров в комфортабельных креслах ничто не помешает.

Максимальная скорость «Сапсана»

Максимальна скорость, которую может развивать «Сапсан», 350 км/ч. Притом что допустимый скоростной показатель на железных дорогах России — 200 км/ч. И только на Мистинском мосту позволяется увеличить скорость до 250 км/ч. На маршруте Москва-Нижний Новгород, от Петушков до станции Вязники допустимо ускорятся только до 160 км/ч. В день «Сапсан» совершает по 6 рейсов туда и обратно.

Длительность поездки

Рейсы Москва-Санкт-Петербург поезд Сапсан проходит от 3 часов 40 минут до 4 часов 10 минут. Всё зависит от количества остановок в пути. Протяженность по маршруту Москва-Нижний Новгород занимает 3 часа 55 минут.

Различия Эконом и Бизнес-класса

Сперва следует заострить внимание на ценовом показателе. Стоимость билета в экономклассе варьируется в пределах 2 406 — 3 600 рублей, а поездка в бизнес-классе обойдется на порядок дороже — 4 750 — 6 680 рублей.

Перечень услуг, предоставляемых пассажирам бизнес-класса и различия с экономклассом;

  • Бизнес-класс предоставляет абсолютно бесплатный WI-FI, в то время как пассажирам экономкласса придется за него заплатить.
  • Каждое сиденье в бизнес-классе оснащено розеткой, а в экономклассе можно довольствоваться только двумя на весь вагон.
  • Для бизнес-класса предоставляется ряд услуг: свежая пресса, гигиенический набор, горячий обед, одна порция алкоголя, чай, свежий кофе, множество напитков, различных игрушек и развлечений для детей. В экономклассе всё это отсутствует.

Рекомендуется покупать билеты заранее, примерно за 60 дней, тогда можно значительно сэкономить. Стоимость поездки на одного человека составит 1900 рублей.

Сапсан

Сапсан — самая быстрая птица, способная развивать самую высокую скорость среди всех живых существ на планете. Среди соколов сапсан может разделить славу разве что только со своим родственником кречетом. Из других видов к нему близки балобан, шахин, пустельги, кобчики.

Сапсан (Falco peregrinus) поймал голубя.

Как и большинство соколов сапсан птица средней величины. В длину он достигает 40-50 см, а весит 0,6-1,3 кг, причем самки у сапсана крупнее самцов. Тело этой птицы обтекаемой, стремительной формы. Грудь с хорошо развитой мускулатурой, крылья длинные, а хвост, наоборот, коротковат. Концы крыльев заострены, хвост тупо срезан, клюв хоть и выглядит небольшим, но прочный и заканчиваются острым крючком. Впрочем, главное оружие сапсана это относительно длинные ноги с сильными и когтистыми пальцами. Удар когтистыми лапами на большой скорости вспарывает тело жертвы словно резак. Окрас у самцов и самок одинаков: сверху тело сапсанов грифельно-серое, такого же цвета щеки, нижняя сторона тела светлая — от белой до рыжевато-охристой. По всему туловищу разбросаны пестрины, почти незаметные на верхней стороне крыльев и формирующие четкий «ястребиный» рисунок на нижней стороне тела. Основание клюва, веки и лапы ярко-желтого цвета. У отдельных подвидов могут быть небольшие отклонения от этого окраса. Голос сапсана — пронзительное «кья-кья».


Молодой сапсан от взрослых птиц отличает желтизной брюшка и почти продольными полосами.

Ареал сапсана необычайно широк, эти птицы обитают по всей Евразии, Северной Америке и на большей части Африки, также встречаются на Мадагаскаре, некоторых тихоокеанских островах (вплоть до Австралии), на крайнем юге Южной Америки. Сапсаны населяют открытые местности, чаще всего встречаются в тундре, лесотундре, лесостепях, саваннах, на скалистых побережьях морей. Сплошных лесных массивов и пустынь эти птицы избегают, зато охотно селятся в урбанистических ландшафтах начиная от старинных соборов в маленьких городках и заканчивая современными небоскребами мегаполисов. В тропических областях сапсаны оседлы, на юге умеренной зоны зимой совершают кочевки на юг, в северных частях ареала это типично перелетные птицы.

Живут сапсаны поодиночке, в гнездовой период держатся парами. Свои участки пары птиц охраняют очень ревностно, они изгоняют оттуда не только своих сородичей, но и другие крупные виды птиц (орлов, вóронов). Участки сапсанов обширны, каждое гнездовье удалено от соседнего на расстояние 3-10 км. Интересно, что поблизости от своего гнезда сапсаны никогда не охотятся, сколь много ни было бы здесь добычи, поэтому гуси, лебеди, казарки стремятся обустроиться поближе к гнездам сапсана. В этом случае они и их потомство гарантировано защищены не только от нападения соколов, но и от атак других хищных птиц, которых сапсаны прогоняют.

Излюбленная добыча сапсанов — птицы средней величины: голуби, чайки, кулики. В период выкармливания птенцов они могут охотится и на непривычно мелкую добычу (мелких куликов и воробьиных птиц), но временами сапсаны могут покусится и на птиц гораздо крупнее себя. Сапсану не составляет труда добыть цаплю, гуся, утку, вес которых в несколько раз превышает его собственный. На наземных животных (грызунов) сапсаны охотятся редко, а более крупных зверей не трогают вообще. Нужно сказать, что сапсаны в равной степени берут добычу как с земли (больные или молодые птицы, не умеющие летать), так и с воздуха, но воздушные охоты сапсана привлекают внимание больше всего. Полет сапсана легкий с частыми взмахами крыльев, вот только в горизонтальном полете сапсан развивает скорость не более 100-110 км/час. Конечно, это немало, но с такой же скоростью летают стрижи, ласточки и даже голуби могут увернуться от сапсана. Получается, что сапсан не такой уж и успешный хищник. Но у этих соколов есть секретное оружие — стремительное пике. Вот тут сапсан не знает равных в мире животных, ведь в падении его тело разрезает воздух со скоростью 240-300 км/час! Это самая высокая скорость, которая зафиксирована среди всех живых существ вообще.


Сапсан в характерном пике с полусложенными крыльями.

В связи с такими особенностями полета у сапсанов выработался свой стиль охоты. Эти птицы не пытаются догнать жертву в открытом состязании на скорость, чаще сапсан выслеживает добычу из укрытия (расщелины в скалах, сухого дерева), а затем внезапным рывком догоняет ее, причем сапсан старается не лететь за жертвой по прямой, а поднырнуть под нее, а лучше всего, оказаться сверху. Выйдя на такую позицию, он складывает крылья (это заметно увеличивает скорость свободного падения) и пикирует на жертву. Сапсан хватает добычу лапами, что в сочетании с огромной скоростью столкновения уже может быть для жертвы смертельным, если этого оказалось недостаточно, то сапсан добивает добычу ударом острого клюва.

Сапсаны — моногамные птицы, их пары сохраняются на всю жизнь. Брачный ритуал заключается в акробатическом полете, кувырках в воздухе и передаче самцом самке добычи на лету. Гнезда сапсаны строят неумело, подстилка гнезда всегда бедная и состоит из нескольких веточек и крупных перьев, в этой связи сапсаны частенько занимают гнезда ворон, нахально изгоняя их хозяев. Собственные гнезда сапсаны всегда стремятся сооружать на безопасных возвышенностях (скалах, высоких зданиях), при наличии столь удобных гнездовий они могут занимать такие места из поколения в поколение на протяжении веков. Кроме того у каждой пары на участке имеется несколько запасных гнезд, которые они могут использовать при разорении основного. На обширных равнинах (например, в тундре) сапсаны вырывают неглубокую ямку в земле — вот и все гнездо.


Брачный полет сапсанов.

В апреле-мае самка откладывает 2-5 яиц (чаще 3) красно-каштанового цвета с темными мазками и крапинками. Пара насиживает кладку 33-35 дней, но самка сидит на гнезде чаще. Птенцы сапсана покрыты белым пухом и первое время обогреваются самкой. Самец обеспечивает семейство кормом, добычу родители рвут на мелкие кусочки и скармливают птенцам отдельные мясные волокна. Птенцы быстро растут и уже через месяц оперяются, а через полтора пробуют летать. Искусство ловкой охоты дается молодым птицам не сразу, поэтому еще около месяца после того, как они встанут на крыло, молодых сапсанов подкармливают родители. Половой зрелости птицы достигают к году, но пары образуют только в 2-3-летнем возрасте.


Яйца сапсана в наземном гнезде.

В природе у сапсанов мало врагов, на них могут охотится лишь более крупные хищные птицы, гнезда могут разорять наземные хищники. Но сапсаны птицы не робкого десятка, в большинстве случаев они активно атакуют даже крупных животных (над человеком, например, непрестанно кружат) и им удается постоять за себя. Люди же всегда восхищались летными качествами сапсанов и старались использовать их в своих интересах. Издавна птенцов сапсана отлавливали и приручали в качестве ловчих птиц. Ловчие сапсаны были у королей, князей и султанов, в средневековой Европе с ними охотились на голубей, цапель, уток, гусей, куликов. Сапсаны хорошо приручаются и славятся своей добычливостью и зрелищным стилем охоты, известны случаи, когда этими птицами оплачивали дань и налоги.


Сапсан использует скульптурные украшения собора в качестве смотровой площадки.

Однако от человека к сапсанам пришла и беда. Случилось это в середине ХХ века, когда изобрели препараты для уничтожения насекомых — пестициды. Оказалось, что пестицид ДДТ накапливается в организме насекомых и насекомоядных птиц, а при поедании последних сапсанами попадает и в их организм. Высокие дозы ДДТ нарушали обмен веществ у соколов и они несли яйца с аномально тонкой скорлупой, в 50-60-х годах множество пар сапсанов в Европе и Северной Америке так и не смогли вывести птенцов, а это привело к глобальному сокращению мировой популяции этих птиц. Только полный запрет ДДТ и разведение сапсанов в специальных питомниках позволило сохранить этих прекрасных птиц. Сейчас сапсаны восстановили численность и даже пытаются заселять такие крупные города как Нью-Йорк, например. Здесь у сапсанов богатая кормовая база в виде неисчислимых стай голубей. В наше время эти соколы вновь несут службу человеку, теперь их используют для распугивания стай птиц возле аэропортов.

Почитать о животных, упомянутых в этой статье: голубях, лебедях, гусях.

Происшествия за время работы поезда Сапсан

Сапсан способен развивать огромную скорость и, конечно же, случались несчастные случаи. Не зря в некоторых СМИ его прозвали Белой смертью. Одними из главных причин происшествий стали отсутствие переходов через железнодорожные пути и высокая скорость. Из-за бесшумного передвижения, по сравнению с другими поездами, пешеходы не всегда могли вовремя заметить его приближение.

Но во многих случаях причиной становилась обычная человеческая невнимательность и нарушение правил пересечения путей. За первый год работы поезда погибло порядка 20 человек. Даже с учетом проведенных мер по безопасности в 2010-2011 гг. Что включало: строительство заборов вдоль железнодорожных отводов, оснащение настилов специальным сигнальным оборудованием, патрулирование охраной опасных участков. На сегодняшний день процент несчастных случаев крайне велик.

Характеристики

В десяти вагонах электропоезда «Сапсан» установлены 592 пассажирских кресла. Конструкция предусматривает, что состав может развивать скорость 300 километров в час. Максимальная скорость передвижения поезда на маршруте с пассажирами – 250 километров в час. До скорости 60 километров в час состав разгоняется с ускорением 0,42 – 0,43 метра в секунду за секунду. До полной остановки со скорости 250 километров в час (тормозной путь) поезд проходит 3900 метров.

Производитель: Электропоезда

Что представляет из себя Вагон-бистро?

Несмотря на непродолжительность поездки, многие пассажиры могут проголодаться. Именно с этой целью был создан вагон-бистро. Размещен он в центре поезда, в вагоне № 5. Здесь можно полноценно отдохнуть и расслабиться за чашкой чая или кофе, принять в небольшом количестве алкогольные и прохладительные напитки. А также, для легкого перекуса, имеются в наличии различные горячие блюда, закуски и десерты. Любителям трапезничать под любование красивыми картинами, можно разместиться поближе к окну. Вагон оборудован десятью столами возле окна каждый. Если вы не намерены задерживаться и пришли просто перекусить, то для есть две барных стойки.

Пассажиры с проблемами здоровья или просто не желающие покидать свои места, всегда могут попросить сотрудников Сапсана купить и принести им еду или напитки.

Главным достоинством скоростного экспресса Сапсан для пассажиров являются: скорость, бесшумность и комфорт. Несмотря на большой показатель трагических случаев, связанных с его передвижением, он на пике популярности. В целом можно сказать, что высокоскоростной поезд «Сапсан» — это один из самых быстрых и удобных вариантов, для перемещения из одного города в другой.

Схема вагонов

Схема вагона премиум-класса №1, 11 поезда Сапсан

Схема вагона премиум-класса №1, 11 поезда Сапсан

Схема вагона бизнес-класса №2, 12 поезда Сапсан

Схема вагона бизнес-класса №2, 12 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №3, 4, 13, 14 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №3, 4, 13, 14 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №6, 16 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №6, 16 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №7, 8, 9, 17, 18, 19 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №7, 8, 9, 17, 18, 19 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №10, 20 поезда Сапсан

Схема вагонов экономического класса №10, 20 поезда Сапсан

Специальные места для специальных путешественников

Скоростной Сапсан рассчитан на самые разные категории пассажиров. Например, в вагонах 10 (20) конструкцией предусмотрен повышенный комфорт. Сюда жд билеты могут приобрести те, кто ценят личное пространство и не любят тесноту.

В вагонах типа «экономический+» больше розеток для подзарядки мобильников, чем в обычных (тоже 10, 20 вагоны в сдвоенных составах). В 6 (16) вагоне имеются места для пассажиров с ограниченными возможностями. Он оборудован специальными пандусами и имеет более широкие проходы, а также очень надежные современные крепления для инвалидных колясок. В туалете находится столик для пеленания маленьких детей, что может быть очень полезно для семей с младенцами.

Есть вагон-бистро (5, 15), а также купе-переговорочная (1, 11)

Вагон Премиум класса - Сапсан

Количество и качество

В июне РЖД заключили контракт с компанией Siemens и группой «Синара» на поставку 13 десятивагонных поездов «Сапсан» на €513,5 млн. Новые поезда, как и предыдущие две партии, будут построены в Германии, в Крефельде, но элементы интерьера установят в депо «Металлострой» в Санкт-Петербурге. Ряд компонентов на этот раз поставят российские предприятия, а их проверку и настройку состава будут осуществлять российские специалисты, прошедшие стажировку в Германии. Поезда начнут курсировать между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом осенью 2022 года.

Параллельно РЖД начали модернизацию существующих поездов. К десятилетию «Сапсана» будет готов один состав. В ближайшие два года планируется модернизировать все 16 составов.

В пресс-службе РЖД показали ТАСС фотографии нового интерьера — он выполнен в бежевых и коричневых тонах. Изменения затронули обивку кресел и оформление салона. Кроме того, в поездах заменили освещение — теперь можно регулировать яркость в зависимости от времени суток, установили кулеры с питьевой водой, заменили оконные шторы, а в каждом кресле предусмотрели розетки для зарядки мобильных устройств и USB-разъемы. В обновленном «Сапсане» появилась игровая зона для маленьких пассажиров и места для размещения детских колясок, в бизнес-классе полностью заменили кресла.

Eurostar Class 373, Великобритания, Франция и Бельгия

  • Конструкционная скорость: 299 км/ч
  • Максимальная скорость: 335 км/ч
  • Начало эксплуатации: 1993

Собираетесь лететь из Лондона в Париж? Подумайте еще раз: Eurostar совершает поездку за два часа и 16 минут без каких-либо дополнительных проблем с безопасностью, характерных для аэропорта. Самый длинный и быстрый поезд в регулярном сообщении на Британских островах, Class 373 проезжает по туннелю под Ла-Маншем, курсируя между тремя станциями: восстановленным лондонским вокзалом Сент-Панкрас (St. Pancras), Северным вокзалом (Gare du Nord) в Париже и Южным вокзалом (South Station) в Брюсселе. Поезд также останавливается в парижском Диснейленде, и есть сезонные маршруты в Авиньон и французские Альпы. Итальянская дизайнерская фирма Pininfarina в настоящее время обновляет интерьеры всех поездов Class 373.

KTX2 (Sancheon), Ю.Корея

  • Конструкционная скорость: 306 км/ч
  • Максимальная скорость: 349 км/ч
  • Начало эксплуатации: 2010 г.

Скоростные поезда Sancheon Компании Korail мчатся между Сеулом и южными портовыми городами Пусан и Мокпо менее чем за три часа. Производимые компанией Hyundai поезда разгоняются от нуля до 306 км/ч за 7 минут. При этом им хватает всего 1,2 минуты, чтобы полностью остановиться.

Самые быстрые поезда будущего

Стоит отметить, что с 1960 года и по сей день японская сеть по производству поездом Синкансэн конструирует, производит и продает поезда, которые по праву могут называться совершенными высокотехнологичными новинками, популярными и на территории Японии и далеко за ее пределами. Поезд Сапсан изнутри К слову, спрос на поезда бизнес-класса «Хаябусу» уже есть. Основной потребитель – это США, страна, которая заинтересовалась очень быстрыми, да к тому же безопасными и экологическими поездами. Ну а желающим прокатиться на длинноносом зелено-серебристом и ультрабыстром, самом скоростном поезде в мире придется отдать примерно 320 долларов.
Стоит отметить, что идеи об установлении рекордов скорости в Японии так не оставят в покое, поскольку в стране к 2027 году планируется запустить в эксплуатацию магнитную железную дорогу, которая соединит столицу страны и город Нагоя. А вот к 2045 году японцы хотят проложить дорогу из Токио в Осака, на западе острова. И, по планам, поездка в один конец должна занять всего один час и 7 минут. Этот показатель в два раза быстрее, чем это можно сделать сейчас. Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

AVE серия 103, Испания

  • Конструкционная скорость: 311 км/ч
  • Максимальная скорость: 402 км/ч
  • Начало эксплуатации: 2006 г.

Испанская компания Alta Velocidad Española (AVE) известна своими «утиными» поездами Talgo. Но еще быстрее идут новые агрегаты Siemens Velaro серии 103, которые курсируют между Барселоной и Мадридом за два часа и 38 минут. За последние два десятилетия Испания превратила свое железнодорожное сообщение из одного из самых медленных и наименее эффективных в Западной Европе в крупнейшую высокоскоростную сеть континента, охватывающую 3000 км и почти каждый крупный испанский город.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: