Птица-лира или лирохвост одна из самых удивительных птиц нашей планеты. Отличительной особенностью лирохвоста — способность копировать с потрясающей точностью звуки, которые они слышат. Вторая отличительная особенность этой птицы — необычный, красивый хвост. Он состоит из 16-ти перьев. Два боковых пера имеют необычный окрас: кончики перьев имеют темный окрас, а ближе к началу пера окрас становиться бежевым. На концах эти два пера загибаются, образуя форму лиры (отсюда и название этой птицы). Центральные перья хвоста имеют светлый, почти белый окрас. Таким хвостом могут гордиться только самцы в возрасте старше 7-ми лет. Остальное тело, кроме крыльев имеют темно-серый окрас. Окрас перьев на крыльях коричневый. Самки не имеют красивого хвоста, а окрас серо-коричневый, способствующий маскировки в лесу.
Род лирохвостов включает в себя два вида: большой лирохвост (большая птица-лира) и Альбертов лирохвост.
Лирохвосты ведут дневной образ жизни. На ночлег птицы поднимаются на верхушки деревьев. Птица-лира не очень хорошо летает, однако, отменно и быстро бегает.
Поведение и экология
Самец активен зимой, когда он создаёт и поддерживает открытую кругообразную насыпь в густом кустарнике, на которой он «поёт» и исполняет танец ухаживания для демонстрации потенциальным партнёршам, которых у самца несколько. Самка строит неаккуратное крытое гнездо, располагающееся во влажной низине ниже уровня земли под защитой бурелома, реже — на деревьях. Там она откладывает единственное яйцо и в срок до 50 дней сама же насиживает до выведения птенца.
Лирохвосты питаются насекомыми, пауками, земляными червями и, иногда, семенами. Они находят пищу, разгребая лапами листву. Лирохвосты очень пугливые, особенно Альбертов лирохвост, поэтому существует очень мало информации об их поведении. При приближении опасности лирохвосты останавливаются и издают сигнал тревоги. После этого они убегают или ищут убежище, в котором можно спрятаться и там замирают[1]. Встречались случаи, когда лирохвосты пытались укрыться в шахтах во время лесных пожаров вместе с пожарными.[2]
Размножение и продолжительность жизни
Наиболее интересными в брачных играх этих птиц являются танцы. Самец, предварительно собрав под собой небольшой холмик, взобравшись на него, запрокидывает перед собой шикарный хвост, и начинает петь.
Пение не только громкое, но и мелодичное, что, несомненно, производит впечатление на самок. Через некоторое время вокруг самца собираются несколько самок готовые с ним спариться.
После спаривания самка приступает к постройке гнезда. Оно состоит из веточек, мха и сухих листьев. Дно выстилается пухом, перьями и кореньями. Чаще всего гнездовье располагается прямо в земляной лунке или на верхушке пенька, не так часто на высоте.
Кладка ограничивается одним яйцом, серого оттенка с пятнами. Высиживание происходит почти два месяца. В этот период, самка каждый день оставляет яйцо, чтобы покормиться.
Птенец вылупляется слепым и без оперения, только через десять дней покрываясь пухом, до этого момента согреваясь теплом матери. Выкармливание продолжается в течение нескольких недель. Питается птенец преимущественно сочными личинками.
Через пятьдесят дней юный лирохвост начинает выходить из гнезда. Но ещё полгода оставаясь около матери, набираясь опыта. Только потом начинается самостоятельная жизнь. Этот серьёзный момент приходится на начало нового сезона.
Уже через 3 года самки достигают полной зрелости, самцы позже — через несколько лет, предварительно отрастив столь необходимый хвост. Как правило, лирохвосты доживают до пятнадцати лет — для птиц это хорошо. В неволе живут ещё дольше.
Голос и подражание
Песня лироховоста является его наиболее отличительной характеристикой. Лирохвосты поют в течение всего года, больше всего они поют в сезон размножения, который проходит с июня по август. В течение этого времени они могут петь до четырёх часов в день — почти половину светового дня. Песня лирохвоста состоит из семи элементов его собственных песен и любого количества других песен и звуков, которые он может успешно имитировать. Сиринкс лирохвоста является наиболее сложным среди воробьиных (певчих птиц) и даёт лирохвосту экстраординарные способности мимики и непревзойдённый вокальный репертуар. Лирохвосты воспроизводят песни других птиц с большой точностью, а также подражают другим животным, таким как коалы и динго[1]. Лирохвосты способны подражать почти любому звуку. Были зарегистрированы случаи подражания звукам свистков, кросс-пилы, бензопилы[3], автомобильных двигателей, автомобильных сигнализаций, пожарных сигнализаций, выстрелов винтовки, щелчков камеры, лая собак, плача младенцев, музыки, мелодий мобильных телефонов и даже звукам человеческого голоса. Тем не менее, несмотря на то, что люди достаточно часто сообщают о случаях подражания человеческим звукам, частота этого явления считается преувеличенной и само явление считается достаточно редким[1].
Один исследователь, Сидней Куртис, записал в окрестностях национального парка Новой Англии звуки, похожие на игру флейты. Подобным же образом, в 1969 году смотритель парка, Невилл Фентон, записал песню лирохвоста, похожую на звуки флейты, — это было в национальном парке Новой Англии, в пригороде Дорриго к северному побережью Нового Южного Уэльса. После проведённого расследования Фентон выяснил, что в 1930-х годах на ферме, прилегающей к парку, жил человек, имевший привычку играть на флейте рядом со своим домашним лирохвостом. Лирохвост запомнил его исполнение и позже воспроизвёл в парке. Невилл Фентон отправил эту запись звукотехнику и орнитологу Норману Робинсону. Так как лирохвост способен одновременно воспроизводить две мелодии, то Робинсон отфильтровал одну из мелодий и проиграл её для анализа. Песня представляла собой видоизменённую версию двух популярных в 1930-х годах мелодий: «The Keel Row
» и «
Mosquito’s Dance
». Музыковед Девид Ротенберг подтвердил эту информацию[4][5][6].
Лирохвост видео
Все обезьяны имеют по пять пальцев на обеих руках и ногах
– одна из самых удивительных птиц в мире. Столь необычной ее делают две особенности – красивейший хвост, и умение перенимать и воспроизводить различные звуки.
Хвост птицы состоит из 16 перьев, крайние из которых изгибаются, принимая форму лиры. Остальные хвостовые перьев представляют собой нечто подобное воздушной вуали. Кстати, похвастать таким хвостом могут только самцы старше семи лет – именно столько времени уходит на «отращивание» перьев. Все остальные особи имеют скромный хвост коричневого цвета, способствующий маскировке в лесу.
Что касается пения, то здесь лирохвост
впереди планеты всей. Он обладает экстраординарной способностью имитировать огромное количество разнообразных звуков, начиная от голосов других птиц и животных, и заканчивая техногенными звуками, например бензопилы или автомобиля (слушайте и смотрите это на видео ниже). Поет
птица-лира
круглый год, однако наиболее активна она в этом плане во время брачного сезона.
Раньше большого лирохвоста можно было встретить только в лесах юго-восточной Австралии. В 1930-х годах, в связи с необоснованными опасениями об угрозе вымирания птицы-лиры, несколько десятков особей было завезено на остров Тасмания. Пернатая прекрасно прижилась на новом месте, и сейчас тасманийская популяция лирохвостов процветает.
Размер птицы сопоставим с размеров фазана. Длина тела составляет около 100 см с учетом хвоста, крылья округлые, ноги сильные и достаточно длинные. Верхняя часть оперения тела бурая, с плавным переходом в серый цвет на затылке. Голова, шея, бока и брюшко полностью серые.
Обитают большие лирохвосты в лесах с густым подлеском и зарослях кустарников. Абсолютное большинство времени они проводят на земле в поисках пищи, и лишь на ночевку взлетают невысоко на ветви деревьев.
Вести наблюдение или подкрасться к этим птицам – в высшей степени сложная задача. Лишь услышав малейший шорох или хруст, большой лирохвост тут же пускается наутек, быстро скрываясь в густых зарослях, и обычно наблюдатель лишь несколько секунд может созерцать неясное пятно на том месте, где мгновение назад была птица. Взлетает редко, предпочитая полету бег.
Сезон размножения у лирохвостов проходит в самый разгар австралийской зимы, в период с мая по сентябрь. Для привлечения самки самец использует свое главное оружие – хвост (собственно, это его главное и единственное предназначение). Сначала он создает небольшую горку из земли, на вершину которой затем становится, чтобы видеть и слышать все вокруг. Когда поблизости появляется самка, кавалер расправляет свой хвост, образуя над собой эдакий серебристо-белый купол, из-под которого саму птицу почти не видно (посмотрите как это происходит на видео). Все это лирохвост сопровождает песнями собственного сочинения, а также имитирует любые другие звуки, которые ему доводилось слышать ранее.
Если самка заинтересовалась, тут же происходит спаривание, после чего пути партнеров расходятся – никакого участия самец птицы-лиры в выведении и воспитании потомства не принимает. Самка большого лирохвоста не отличается особой верностью – прежде чем сделать кладку, она спаривается с несколькими партнерами.
Гнездо представляет собой шар диаметром около 60 см, сделанное из веточек, листьев, кусочков коры и других «подклювных» материалов. Вход в него располагается сбоку, само гнездо строится либо на земле под защитой кустарников, и маскируется мхом и папоротником, либо невысоко над землей на ветвях деревьев.
Кладка лирохвоста состоит из одного единственного яйца, насиживание которого продолжается 6 недель. Затем еще 6 недель самка вскармливает птенца, а полностью самостоятельным он становится по истечении 9-ти месяцев.
Отряд
— Воробьинообразные
Семейство
— Лирохвоствовые
Род/Вид
— Menura novaehollandiae. Лирохвост или птица-лира
Основные данные:
РАЗМЕРЫ
Длина:
самец вместе с хвостом 80-100 см, самка 74-86 см.
Масса:
самец почти 1,2 кг, самка не более 950 г.
РАЗМНОЖЕНИЕ
Половое созревание:
самец с 3-9 лет, самка раньше.
Период гнездования:
с мая.
Несение:
1 за сезон.
Количество яиц:
1.
Высиживание:
50 дней.
Выкармливание птенцов:
6-7 недель.
Еда:
насекомые, черви и другие беспозвоночные, живущие в земле или под корой.
Продолжительность жизни:
до 15 лет.
РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ
К этому небольшому семейству принадлежит ещё только один вид — северный лирохвост.
Лирохвост по размерам похож на фазана, однако он принадлежит к воробьинообразным. Его тело покрыто серовато-коричневым оперением, а красивое хвостовое оперение самца служит для привлечения самок.
Систематика и эволюция
Классификация лирохвостов сопровождалась множеством споров. Сначала их хотели отнести к курообразным, так как внешне лирохвосты похожи на серую куропатку, гребенчатую курицу и фазана, уже известных европейцам, но обычно лирохвостов классифицируют как отдельное семейство Menuridae
с единственным родом
Menura
.
Как правило, семейство лирохвостов считают близкородственным к кустарниковым птицам (Atrichornithidae) и некоторые авторитеты объединяют их в одно семейство, но утверждение, что лирохвосты также связаны и с шалашниковыми, остаётся спорным.
Лирохвоста не относят к исчезающим в близкой и среднесрочной перспективе видам. Среда обитания альбертова лирохвоста очень ограничена, но, по всей видимости, безопасна, пока остаётся нетронутой, в то время как большой лирохвост, среде обитания которого когда-то была серьёзная угроза, теперь классифицируется как обычный. Но даже в этом случае лирохвосты уязвимы для котов и лисиц, поэтому птицы остаются под наблюдением в плане наличия схем защиты их среды обитания для противостоянию нарастающему давлению со стороны увеличивающейся человеческой популяции.
Лирохвосты — это древние австралийские животные: в австралийском музее хранятся окаменелые останки лирохвостов, возраст которых оценивается примерно в 15 млн лет[7]. Доисторический вид Menura tyawanoides
описан по окаменелым останкам, относящимся к раннему миоцену, найденным в местечке Риверслейг.
Знаете ли вы?
- Громкое пение токующего самца лирохвоста разносится на расстояние до километра.
- Песня лирохвоста на 80% состоит из услышанных этой птицей звуков. Чаще всего это голоса других пернатых, но здесь можно услышать и сигнал автомобиля, и свисток локомотива, собачий лай или, скажем, звон колокола. Имитировать звуки умеет и самка, только голос у нее тише.
- В некоторых местах Австралии лирохвосты так привыкли к присутствию человека, что доверчиво позволяют людям наблюдать за своим токованием. Одно из таких мест — Форест-Парк близ Мельбурна.
- Свое название лирохвост получил за необычную форму хвоста, крайняя пара правильных перьев которого изогнута в форме лиры. Остальные рулевые перья очень тонкие и действительно напоминают струны.
Лирохвосты в народной культуре
Лирохвост много раз изображался в качестве символа или эмблемы, особо стоит отметить Новый Южный Уэльс и Викторию (которые являются естественной средой обитания большого лирохвоста) и Квинсленд (являющийся естественной средой обитания альбертова лирохвоста).
- Мужская особь большого лирохвоста изображена на реверсе австралийской 10-центовой монеты[8].
- Стилизованный большой лирохвост изображён в прозрачном фрагменте австралийской 100-долларовой банкноты.
- Силуэт мужской особи большого лирохвоста является эмблемой австралийской комиссии по фильмам.
- Рисунок мужской особи большого лирохвоста является эмблемой Национальных парков Нового Южного Уэльса и Службы диких животных[9].
- Узор на занавесях в государственном театре Виктории изображает мужскую особь большого лирохвоста в период ухаживания.
- Стилизованный рисунок мужской особи альбертова лирохвоста был эмблемой музыкальной консерватории Квинследа, пока она не стала частью университета Гриффита. В эмблеме верхняя часть хвоста лирохвоста переходила в часть нотного стана.
- Стилизованный рисунок части хвоста мужской особи большого лирохвоста является эмблемой музыкального совета Виктории.
- Множество других компаний со словом Лирохвост
в своём названии также используют изображения лирохвоста в качестве логотипа.
Картина Джона Гульда
Лирохвост называется так из-за своего эффектного хвоста (который состоит из 16 сильно видоизменённых перьев — два продолговатых в середине хвоста, два широких, направленных под углом к первым, и 12 расположенных между ними); ранее посчитали, что хвост напоминает лиру. Это название закрепилось, когда экземпляр большого лирохвоста (перевезённый из Австралии в Англию в начале 1800-х гг.) был подготовлен для демонстрации в Британском музее таксидермистом, ранее никогда не видевшим живого лирохвоста. Таксидермист ошибочно посчитал, что хвост напоминает лиру и что он должен быть расположен также, как у павлинов, когда они демонстрируют его, исходя из этого таксидермист и расположил перья соответствующим образом. Позднее, Джон Гульд (который также никогда не видел живого лирохвоста), нарисовал картину лирохвоста на основе экземпляра из Британского музея.
Хотя и получилось очень красиво, но лирохвосты не держат хвост так, как это нарисовано в картине Джона Гульда. Вместо этого мужские особи лирохвоста в процессе ухаживания раскрывают хвост во всей ширине, при этом он полностью скрывает их голову и заднюю часть тела — такое можно увидеть на австралийской 10-центовой монете, где хвост большого лирохвоста (в период ухаживания) изображён в точности.
Внешний вид птицы лирохвост
Своими размерами лирохвост не больше фазана. Длина тела птицы вместе с хвостом около одного метра, вес один килограмм. Овальные крылья, оперенье бурого цвета, обрамляющее верхнюю часть туловища, перья затылка, головы и шеи — серые. Ноги высокие, сильные.
Внимание во внешнем виде птицы привлекает хвостовое оперение, состоящее из шестнадцати перьев. Изгиб рулевых перьев, расположенных по краю, придает хвост силуэт лиры, с вуалью из остальных хвостовых серебристых перьев.
Таким богатым своеобразным опереньем обладают только самцы в возрасте семь лет и старше. В течение такого срока растет и формируется хвост птицы. Все остальные особи и самки имеют обычный хвост коричневого цвета.
Звукоподражание, певческие способности птицы уникальны. Лирохвост способен передавать звуки, издаваемые животными, птицами, моторами машин, мотоциклов. Каждое утро эта чудо-птица упражняется в своем вокале. В брачный сезон эти особенности становятся особенно выразительными.
Интересный факт
В начале 1930-х годов мужская особь лирохвоста по кличке «Джеймс» близко подружилась с миссис Вилкинсон, длительное время подкармливающей птицу. После этого Джеймс исполнил для неё танец ухаживания на одной из своих насыпей, сделанных им в заднем дворе — то же самое птица демонстрировала и для более широкой публики, но лишь в случае присутствия миссис Вилкинсон. В один из таких случаев ухаживания Джеймса длились 43 минуты, в течение которых он ходил, сопровождая свои шаги мелодией собственного исполнения, имитирующей крики австралийской сороки и молодой сороки, выкармливаемой родителем, австралийской восточной трещотки, австралийской птицы-колокольчика, смех двух кукабарр, смеющихся в унисон, желтоухого траурного какаду, шлемоносного какаду, пёстрой розеллы, чернозобой птицы-мясника, серёжчатого медососа, серогрудой сорокопутовой мухоловки[10], шилоклюва, бело-бурой кустарниковой птицы, пестроголового пардалота, скворца, золотобрюхой зарянковой мухоловки, золотого свистуна, стаи попугаев, свистящих на лету, красной розеллы, нескольких других птиц, которых затруднительно было установить и трели медососов (крошечных птиц с тонкими голосами), собирающихся группками и щебечущими сладкими голосами. Для подражания сладкоголосым птичкам Джеймсу надо было свой мощный голос понизить до слабого и очень тихого, но он был очень изобретателен, сделав слышимым и различимым каждый тон в этом хоре. Также Джеймс включил в своё исполнение удачное подражание звукам отбойного молотка, гидравлического подъёмника и автомобильного сигнала[11].
Примечания
- ↑ 123
Lill, Alan (2004), «Family Menuridae (Lyrebirds)», in del Hoyo, Josep; Elliott, Andrew & Christie, David,
Handbook of the Birds of the World. Volume 9, Cotingas to Pipits and Wagtails
, Barcelona: Lynx Edicions, сс. 484–495, ISBN 84-87334-69-5 - Amazing Facts about Australian Birds
, by Steve Parish, Steve Parish Publishing, 1997. - (7 May 2006) «[www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-385372/The-nations-favourite-Attenborough-moment.html The nation’s favourite Attenborough moment]». Daily Mail
(Daily Mail Online). Проверено 3 October 2011. - [www.naturesongs.com/lyrebirds.html Lyrebird Recordings by Sydney Curtis] — includes reference to the flute lyrebird story, and a link to a recording.
- [www.newmusicbox.org/article.nmbx?id=4206 In conversation with David Rothenberg] — NewMusicBox
interview including flute lyrebird story. - The Lyrebird — A Natural History
, by Pauline Reilly, New South Wales University Press, 1988. - [www.pulseplanet.com/archive/Dec02/2810.html Lyrebird: Overview] — Pulse of the Planet
- [www.ramint.gov.au/making_coins/default.cfm?DefaultPage=coin_designs.cfm Изготовление монет в Австралии] (англ.)
- [www.nationalparks.nsw.gov.au/ Национальные парки Нового Южного Уэльса]
- Перевод некоторых названий взят по [www.bsc-eoc.org/avibase/ информационной базе птиц]
- The Lore of the Lyrebird
, by Ambrose Pratt, the Endeavour Press, 1933.
Ссылки
- [www.arkive.org/species/GES/birds/Menura_alberti/ Albert’s lyrebird (Menura Alberti)
] ARKive — фото жизни на Земле - [www.nationalparks.nsw.gov.au/npws.nsf/Content/Lyrebirds Lyrebird photos and information] — веб-сайт Национальных парков и Службы дикой природы (Новый Южный Уэльс)
- [www.museum.vic.gov.au/forest/animals/lyrebird.html Lyrebird photo and information] — официальный веб-сайт музея Виктории
- [www.zoo.org.au/animal_page.cfm?area_id=35&zoo_id=2&animal_id=51 Lyrebird photo and information] — официальный веб-сайт Хэлсвильского заповедника
- [www.zoo.org.au/area_page.cfm?area_id=35&zoo_id=2 Лесной лирохвост] (включая фото и информацию о большом лирохвосте) — официальный веб-сайт Хэлсвильского заповедника
- [www.publish.csiro.au/paper/ZO9870553.htm Информация о лирохвосте] — австралийский зоологический журнал (англ.)
- [bioacoustics.cse.unsw.edu.au/archives/html/canberrabirds/2005-06/msg00090.html Информация о лирохвосте] — Barrenground, inc. Lyrebirds
- [www.uq.edu.au/berg/lyrebirds Mimicry and Cultural Transmission in Albert’s Lyrebirds] — Research into Lyrebirds (includes Albert’s Lyrebird calls)
- [members.dcsi.net.au/kimjulie/latest/lyrebird.html Lyrebird song] — Lyrebirds of the Strzelecki Forest, South Gippsland, Victoria
- [www.epa.qld.gov.au/nature_conservation/wildlife/threatened_plants_and_animals/endangered/the_alberts_lyrebird_project Albert’s Lyrebird conservation project] -Queensland Parks and Wildlife Service
- [www.pbs.org/lifeofbirds/songs/lyre.ram Recording of Lyrebird], from David Attenborough’s The Life of Birds
. - [users.bigpond.net.au/Australian_Owls/superb_lyrebird.htm Superb Lyrebird photos] — because the male lyrebird is on his mound, it would appear that the photos were taken just before the lyrebird went into courtship display
- [www.pulseplanet.com/sphider/search.php?query=lyrebird&type=and&results=20&search=1 Lyrebird] — Pulse of the Planet
- [www.pbase.com/trevor_quested/image/39074755 Superb Lyrebird photo] — Trevor Quested
- [www.drellenrudolph.com/featureanimals/superblyrebird.html Superb Lyrebird] — Dr. Ellen Rudolph
- [lyrebird.star-tek.com.au Superb Lyrebird] — Lyrebird Survey Group
- [www.birdlife.org/datazone/ebas/index.html?action=SpcHTMDetails.asp&sid=5161&m=0 Albert’s Lyrebird] — Birdlife species factsheet
- [img.dailymail.co.uk/video/384Kbps.wmv BBC David Attenborough’s award winning Lyrebird video] (also in [www.devilducky.com/media/46386/ QuickTime] and on [youtube.com/watch?v=VjE0Kdfos4Y YouTube]) — imitates cameras, chainsaw, other birds
- [video.google.com/videoplay?docid=3433507052114896375 BBC Lyrebird Video] on Google Videos
Отрывок, характеризующий Лирохвосты
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром. – Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников… – Да ну, будет, – говорил другой. – А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча. – А, Яков Алпатыч, ты зачем? – По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он. – Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы. – Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца. Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма. – Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему: – Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот… Он дал бумагу Алпатычу. – А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас. – Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая: «Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.) Народ беспокойно сновал по улицам. Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми. Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч. – До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!.. – За что? – спросил Алпатыч. – Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил! Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки. – Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем. – Аль уж ехать хочешь? – спросил он. Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину. – Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло? Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему. – По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он. – Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки. – Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил. Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки. Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла. Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования. Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам. К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая. – То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило. – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала. Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена. Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч. – Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос. – Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. – Ты как здесь? – спросил он. – Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец… – Как ты здесь? – повторил князь Андрей. Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать. – Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять. Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре: «Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж». Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему. – Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг. Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу: – Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы. – Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг. Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
Вид: Большая птица-лира, великолепный лирохвост
Большая птица-лира (Menura novaehollandiae). Основной цвет перьев темный, коричнево-серый с красноватым отливом на надхвостье. Подбородок и зоб красные; нижняя часть тела буровато-пепельная, на брюшке светлее. Малые маховые перья и крайние рулевые красно-коричневые. Хвост сверху черновато-бурый, снизу серебристо-серый; крайние рулевые перья, имеющие форму лиры, темно-серые; кончики их бархатисто-черные с белой бахромкой. Внутренние бородки имеют попеременно черно-бурые и ржаво-красные каемки; средние хвостовые перья серые, остальные — черные. Длина самца 130 см, длина крыла 29, хвоста 70 см. Самка значительно меньше, цвет ее перьев грязно-коричневый, на брюшке переходящий в серый. Молодые самцы до первой линьки по окраске похожи на самку.
Гульд достаточно подробно сообщил нам о жизни лирохвоста, а благодаря исследованиям Бэкера и Рамзая мы имеем сведения и о его размножении. Родина лирохвоста — Новый Южный Уэльс, к востоку до залива Моретон и к юго-западу до Порт-Филиппа. Живут эти птицы среди густых зарослей кустарника, в местностях холмистых или скалистых. «Лазание по этим горам, — говорит один охотник за лирохвостами, — не только трудно,. но и в высшей степени опасно. Расселины и ущелья прикрыты полусгнившими растениями, в которые нога уходит, как в снег, по колено. Один неверный шаг — и человек исчезает или, как клин, защемляется между трещинами скалы. Счастье, если он может употребить в дело свое оружие и выстрелом в голову избавить себя, таким образом, от медленной смерти, так как о помощи нечего и думать». В подобных местах лирохвоста можно слышать повсюду, но только именно слышать. Гульд проводил целые дни в кустах, был окружен птицами, слышал их звонкие чистые голоса, но не мог увидеть ни одной из них.
Трудность приблизиться к этой осторожной птице и вступить с нею, так сказать, в сношение объясняют, почему, несмотря на множество охотничьих рассказов, которые сообщали нам путешественники, мы не могли еще составить себе ясного представления об их образе жизни, поведении, привычках и нравах. Все наблюдатели согласны между собой только в том, что эта птица проводит большую часть жизни на земле и чрезвычайно редко летает. При быстром беге лирохвост напоминает фазана: вытягивает голову, складывает хвост и держит его горизонтально, так как только в таком положении он может пробираться через густые заросли, не повредив своего великолепного наряда. Эти птицы гораздо деятельнее утром и вечером, но в период размножения их также можно видеть в полуденное время на любимых местах. Самцы сгребают небольшие круглые холмики из земли, садятся на них, подобно токующим тетеревам, и топчутся, не переставая, на этих холмиках, поднимают хвост кверху, чрезвычайно красиво распускают его и, кроме того, выражают свои чувства самыми разнообразными звуками. Голос у них, вполне соответствующий хорошо развитым певчим мускулам, чрезвычайно гибкий; призывный голос — громкий, звучный и пронзительный. Пение лирохвоста в зависимости от местности очень различно, так как состоит из собственных и заимствованных звуков. Это своеобразное пение напоминает какое-то странное чревовещание, которое можно слышать, лишь подойдя довольно близко к певцу. «Птица эта, — говорит Бэкер, — обладает в высшей степени даром звукоподражания. Чтобы дать понятие, как велика эта способность, я расскажу следующее. В Джипс-ланде, недалеко от южного склона Австралийских Альп, расположен лесопильный завод. Там в праздничные дни, когда кругом тихо, можно слышать далеко в лесу лай собаки, человеческий смех, пение и карканье разных птиц, крик детей и среди всего этого раздирающий душу звук, производимый при оттачивании пилы. Все эти звуки издаются одним и тем же лирохвостом, находящимся неподалеку от лесопильной машины».
В период размножения любовь к подражанию усиливается. Лирохвост заменяет тогда, подобно пересмешникам Америки, целую стаю поющих птиц. С другими птицами и животными он ведет себя в высшей степени осторожно, человека же, по-видимому, избегает больше всех.
Пища лирохвостов состоит в основном из насекомых и червей. Гульд находил преимущественно тысяченожек, жуков и улиток в желудках птиц, убитых им или его товарищами на охоте. Значительную часть пищи птица добывает, роясь в земле. При этом она выказывает столько же силы, сколько и ловкости, так как, несмотря на то, что разбрасывает землю в стороны, а не назад, она сдвигает с места комья земли и камни весом до 4 кг, чтобы добыть спрятавшихся насекомых. Она питается также и семенами, впрочем, вероятно, только в определенное время. Непереваренные остатки лирохвост извергает в виде погадок.
По наблюдениям Бэкера, период размножения у этих птиц наступает в августе, по наблюдениям Рамзая, напротив, лирохвост уже в мае приступает к постройке гнезда и кладет одно яйцо в июне и самое позднее в июле. Гнездо строится из самых разных материалов, в зависимости от того, какой из них легче достать в данной местности. Гнездо большое, продолговатое, по форме напоминает яйцо, снабжено крышей и имеет 60 см в длину и 30 см в ширину. Издалека его можно принять за кучку сухого хвороста. Боковое отверстие служит для входа внутрь гнезда, на вид очень небрежно построенного. В действительности же оно весьма прочное и служит птицам иногда по нескольку лет. Лирохвост выводит птенцов только раз в год и кладет только одно яйцо величиной с утиное; длина его около 60 мм, ширина около 40 мм. Яйцо светло-пепельного цвета со слабо обозначенными темно-бурыми пятнышками. Самка одна высиживает яйцо. Самец не только не кормит ее, но, по-видимому, даже не посещает, поэтому она оставляет гнездо в полуденное время довольно надолго. Высиживание длится почти целый месяц. Возвратясь к гнезду, самка вползает внутрь через отверстие, пятясь, и этим так стирает свои хвостовые перья, что по ним можно узнать, как давно она высиживает.
Птенец оставляет гнездо не ранее чем через 8-10 недель.
Гульд и другие наблюдатели называют лирохвоста самой пугливой птицей на всем земном шаре. Треск ветки, падение маленького камня, самый ничтожный шум заставляют его мгновенно обратиться в бегство и делают тщетными все усилия охотника, которому приходится не только перелезать через скалы, поваленные стволы деревьев, пробираться между ветвями, но и проделывать все это с крайней осторожностью. Вдобавок ко всему он может двигаться лишь тогда, когда птица занята, то есть когда она роется в опавших листьях или поет.
https://www.povodok.ru Фото с сайта: https://montereybay.com
Птица Лирохвост
Лирохвост. Такое интересное название получила эта птица из-за внушительного хвоста, который похож на лиру — старинный музыкальный инструмент. Боковые рулевые перья, своей странной изогнутостью, очень похожи на основу лиры, а множественные тонкие перья между ними — струны.
Длина этого «чудо» хвоста у большого лирохвоста, самого крупного в своем семействе, составляет восемьдесят сантиметров, что в два раза превышает размер собственного тела.
Названа эта птица — лирохвостом, не только из-за особенностей строения своего тела, но и из-за разнообразия своих птичьих песен. По большому счету, собственной песни у этой птицы нет, но она обладает неповторимым талантом подражания. В ее «коллекциях» большую часть занимают имитации трелей других птиц и неприятные человеческому уху звуки,как, например: собачий лай, блеяние барана, трещащий мотоцикл. Пением занимаются только самцы лирохвостов и только в брачный период.
В зимний период в Австралии самец лирохвоста на своей территории возводит от шести до восьми мест токования. Каждый такой токовальник представляет собой участочек, примерно метр на метр, с полностью удаленной растительностью. В середине этого участка нагребается небольшой холмик из почвы и сухих растений, на котором и происходит токование.
Лирохвост считается наземной птицей
, редко совершающей перелеты, но любит планировать с дерева на дерево. Ночь проводит на деревьях, так-как на них он в меньшей опасности от ночных хищников (кошек, собак и т.д.).
День лирохвоста начинается с рассветом.
Он садится на любимую ветку и около пятнадцати минут своими звуковыми имитациями оповещает всю округу о своем пробуждении. Затем планирует к своим токовальникам, где с великим усердием начинает чистить каждый свой холмик от мусора, который налетел за ночь. Уборку токовальников обычно заканчивает коротенькой трелью.
После уборки территории, лирохвост начинает искать себе пропитание
, разрыхляя своими длинными когтистыми лапами лесной настил. Питается он различными насекомыми и червяками. После трапезы, он наконец, приступает к токованию. Токует лирохвост не в любую погоду.Например, в сильный дождь или ветер петь его не заставишь, как и в жаркий солнечный день. Самое любимое время токования — это пасмурная погода с моросящим дождем, из-за которого его перья становятся блестящими, что делает его перед подругой неотразимым.
Почувствовав самку, самец начинает преображение.
Шея становится прямой, глаза усердно и внимательно оценивают окрестность и начинает издавать свои трели, повернувшись в ту сторону, откуда с минуты на минуту появится самочка. Чем апатичнее ведет себя самка, тем больше усилий тратит самец для вовлечения ее в брачную игру. Он встает на вершину своего холмика, немного отклоняется назад и затягивает свою песню — «плагиат». Свое пение лирохвост сопровождает перепрыгиванием с ноги на ногу, с очень частым похлопыванием крыльев.
Свои гнезда лирохвосты строят крытыми, с имеющимся боковым входом.
Обычно размещают его на земле, в редких случаях на деревьях или кустарниках. Самка откладывает только одно яйцо и высиживает его 45-50 дней. Самец не участвует ни в насиживании, ни в воспитании птенца. Детеныш появляется на свет голым, но через несколько суток покрывается длинным черным пухом. Мама кормит его различными насекомыми и червями. Пока птенец превратится во взрослого красавца — пройдет не мало времени.