Птица гоголь обыкновенный интересные факты. Порода птицы обыкновенный гоголь. Как гнездуются утки гоголь

Небольшая водоплавающая птица гоголь относится к обширному семейству уток. У нее есть все характерные для сородичей признаки: короткие перепончатые лапы,
  • Отличительные черты внешности
  • Окрас уток Гоголь
  • Голос гоголя
  • Где обитают утки гоголь
  • Особенности миграции
  • Как гнездуются утки гоголь
  • Чем питаются утки породы гоголь
  • Процесс размножения
  • Ценность гоголей на Руси

В 80-х годах прошлого столетия уток породы гоголь принято было считать редким видом, благодаря чему они были добавлены на страницы Красной Книги, как исчезающий вид. Но орнитологи не сдавались и с годами существенно приумножили их популяцию. Поэтому на сегодняшний день эта дивная птица уже не является редкостью на просторах российских водоёмов.

Отличительные черты внешности

В России нырковую утку породы гоголь иногда называют дуплянкой. В природе существует два подвида этой породы. Их разделяют по внешнему виду и весу на такие разновидности как:

  • Евразийская (средних размеров);
  • Американская (крупная утка).

Таким образом, размер птиц зависит от поры года, условий в которых обитает утка и её географического месторасположения. Туловище гоголя может достигать 32-50 см в длину. Крылья в размахе занимают около 65-85 см. пространства. В осенний период селезень поправляется до 570-900 г., в то время как американская утка в это же время года весит не менее 1200 г.

Породы уток

Голова гоголя имеет пропорциональную, округлую и немного заострённую на темечке форму. Длина шеи значительно короче, нежели у гагары. Клюв укороченный, не широкий и имеет обтекаёмую форму по краю. Он чёрного цвета с металлическим переливом. От традиционных утиных носов его отличает загиб верхней части к низу.

Короткие ноги не позволяют дуплянкам активно передвигаться по суше, а потому они не очень любят покидать свою родную водную гладь. Кожистые перепонки на лапках у гоголя имеют желто-оранжевый окрас и выделяются высокой плотностью. Селезни отличаются более насыщенной тёмной окраской перепонок, нежели у уточек и птенчиков.

До двухлетнего возраста дуплянки имеют красный цвет глаз, начиная с третьего года, их расцветка меняется и становится насыщенной желто-золотистой. К примеру, англичане прозвали взрослых гоголей за это «златоглазками».

Интересный факт: Гоголи очень любят низко усаживаться на воду, от чего порою кажется, что они находятся под водой, а снаружи осталась одна голова.

Происхождение, внешний вид

Еще 40 лет назад утка гоголь была из разряда редких птиц и занимала свое место в Красной книге России. К счастью, сейчас щегольскую птицу нередко можно встретить на водоемах Евразии, в России известно 27 видов. Родиной гоголя принято считать север Америки. Совершая перелеты, утка постепенно появилась в Англии, на Курильских островах, в странах Европы. Довольно много представителей можно встретить в Подмосковье и Сибири. За свой нежный пух и яйца, эта разновидность утки очень ценилась в Киевской Руси, ее даже разводили в специальных хозяйствах.

Внимание! В некоторых российских областях утку гоголь называют дуплянкой.

Основная характеристика щегольской утки:

  1. Длина туловища в форме веретена — 30-50 см.
  2. Вес — до 1100 г (американские особи достигают 1250 г).
  3. Круглая голова на длинной шее.
  4. Клюв аккуратный, заостренный, с высокой посадкой. Однородного темного цвета, часто с металлическим отливом.
  5. Короткие ноги с оранжевыми плотными перепонками между пальцами. По их более темному цвету можно отличить селезней от самок.

Особенности поведения:

  1. Из-за коротких ног, утка неуклюже, медленно передвигается, выпятив грудь вперед. Особенно выразительно это делают селезни в брачный период.
  2. Отлично плавает, относится к нырковым уткам, «забирается» на глубину до 11 метров.
  3. Посадка утки при полете — низкая, хвост распушен.

Окрас головы уток-дуплянок – черно-зеленый с яркими белыми пятнами в виде капли по бокам клюва. Оперение на туловище бело-черное — на крыльях «мазками-полосами», на животе почти белоснежное. У уточек нижняя часть туловища буро-коричневая.

Окрас уток Гоголь

Весною, в брачный период, все селезни уток породы гоголь расцветают яркими красками. Благодаря такой выразительной расцветке оперения родился известный фразеологизм «ходить гоголем», что значит быть стильным, нарядиться франтом.

Привлекательный селезень, в период брачной игры, имеет непревзойдённый внешний вид. У него ослепительно белые перья на боках, животе, шее, над и под хвостом. Плечи и верхний край крыльев украшает полоса «косичка», состоящая из чёрных полос, проходящих по диагонали. На голове в районе глаз у селезней красуются круглые белые отметины. Чёрно-аспидный оттенок оперения головы и спины ко всему прочему ещё и переливается на солнце. Перья на крыльях имеют чёрно-бурый или серый окрас. На хвосте цвет оперения чёрный с проблесками зелёных оттенков.

Летом расцветка взрослого селезня чем-то напоминает таковую у молодых уток. Голова, шея и спина молодых особей окрашена в буро-коричневый цвет. Оперение на спинке имеет белую кайму по краю. Бока и зоб серые, а животик белый. Шею обтягивает белый ошейник. Крылья чёрно-бурых, пепельных и чёрных с сине-зелёными отливами оттенков.

Интересный факт: Хохлатая чернеть очень похожа на селезня гоголя, который находится в режиме брачных игр. Отличить их можно по «белым монеткам» возле глаз. У гоголя они есть, а вот у хохлатой чернети – отсутствуют. К тому же оперение хохолка и груди у неё абсолютно чёрные.

Настройки

Автостарт плеера

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Адаптивный размер

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плейлист

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

class=”settings-container__separator”> СкопироватьЗакрыть Сообщить о технической проблеме

Документальный фильм Леонида Парфенова создан к 200-летию великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, подарившего миру такие произведения, как «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души» и многие другие. Этот писатель умел как никто другой создавать особую мистическую атмосферу, его герои были таинственными, в произведениях реальность сталкивалась с мистикой. Гоголь предстанет перед зрителями не основателем реализма в русской литературе, а популярным писателем-авангардистом.

Персоны: Николай Гоголь Леонид Парфенов Александр Калягин Земфира (Рамазанова) Олег Табаков Марина Неелова Тематические категории: Литература

Голос гоголя

Удивительно, но в полёте крылья этих дивных птиц издают свои звуки. Их сложно спутать с остальными, благодаря громкому, звонкому и чистому свисту. В период брачных заигрываний гоголи издают пищащие, и даже дребезжащие звуки на подобии:

  • Пронзительного «бибиз»;
  • Или «сюрприззз»;
  • Иногда бывает — самец подаёт гнусавый сигнал «хыыы-хы».

Уточки им отвечают скрипящим «бер-берр» или хрипло каркают «кра-краа».

Условия содержания

Гоголи не распространены как вид для разведения в домашних угодьях, потому как их мясо имеет очень специфический привкус. Однако ценными качествами обладают яйца и пух этих пернатых. Поэтому при небольших усилиях можно обустроить место для разведения данного вида.

Интересно узнать как содержать страусов, павлинов, цесарок, голубей, куропаток, перепелок.

Особенности рациона

Рацион гоголя является типичным для всех представителей семейства утиных. Эти птицы — прекрасные ныряльщики и охотники, основную часть пропитания добывают себе со дна или из толщи воды: это могут быть рачки, мелкая рыба, лягушки, пиявки, беспозвоночные, ракообразные и моллюски. Также утки могут питаться и растительной пищей — семенами, злаковыми, корнями, стеблями и различными водорослями. В летний период основу рациона составляют насекомые: стрекозы, мошки, мотыльки, клопы и жуки.

В процентном соотношении их рацион выглядит следующим образом:

  • 32 % — ракообразные;
  • 28 % — водные насекомые;
  • 10 % — моллюски;
  • 30 % — другая пища (растительная).

Поскольку гоголь является прирожденным ныряльщиком, основным условием его успешного обитания в неволе будет наличие широкого водоема и деревьев вблизи него. В случае отсутствия естественных водоемов можно оборудовать искусственный. Однако стоит учесть, что на 1 квадратный километр воды может обитать не более трех гнездящихся самок, так как эти пернатые — собственники: они четко ограничивают свою территорию, а появившихся гостей и конкурентов прогоняют.

Для гнездования следует соорудить гоголятники и развесить их на отдельно растущих деревьях. Гоголятники должны располагаться на высоте не менее 4 метров, иначе птицы могут пострадать от незваных и любопытных гостей.

Расстояние до воды должно составлять около 10 метров, но оно может быть и больше. Однако следует учесть, что данное расстояние будут преодолевать маленькие, недавно вылупившиеся птенцы. Для того, чтобы птенцы с легкостью выбрались из гнезда, внутренняя поверхность дуплянки должна быть шероховатой, не обструганной. Также леток должен смотреть в направлении воды, а сама дуплянка должна крепиться к дереву с наклоном вперед.

Важно! Самке необходимо обеспечить комфортный подлет к дуплянке, т. е. непосредственно перед летком не должно расти деревьев на расстоянии минимум 5–10 м.

Гоголи имеют довольно много природных врагов, особенно уязвимы маленькие гоголята, только вылупившиеся и покинувшие гнездо. На них могут охотиться хищные птицы (сороки и вороны), медведи и другие наземные хищники.

Разведение молодняка

Для разведения молодняка следует обеспечить птенцам и самке доступ к водоему с широким плесом, так как птенцы отправляются на воду уже на вторые сутки после рождения. Через две недели утята могут полноценно нырять и полностью обеспечивать себя пищей, потому в уходе самки не нуждаются. Однако они все еще остаются уязвимыми к нападениям наземных и пернатых хищников, поэтому нуждаются в защите от них.

Где обитают утки гоголь

Впервые утки гоголь были обнаружены на североамериканском континенте. Мигрируя от американских до азиатских берегов, они понемногу расширяли свой ареал обитания. Впоследствии утки гоголь заняли уже все лесные зоны на евразийском континенте. Уже в 2000 году их популяции в Евразии насчитывали более семисот тысяч пар.

Уток породы гоголь можно встретить в лесах Подмосковья, а так же в центральной части России. На Курильском и Кольском острове, в районе Сибири или Камчатки.

Литература

  • C. Carboneras 1992. Family Anatidae (Ducks, Geese and Swans) in del Hoyo, J., Elliott, A., & Sargatal, J., eds.
    Vol. 1. // Путеводитель по птицам мира = Handbook of the birds of the world. — Barcelona: Lynx Edicions, 1992. — ISBN 84-96553-42-6. (англ.)
  • S. Cramp, K. E L. Simmons.
    Volume 1. Ostrich to ducks. // Птицы Западной Палеарктики = The Birds of the Western Palearctic. — Oxford: Oxford University Press, 1977. — 722 с. — ISBN 9780198573586. (англ.)
  • John Gooders, Trevor Boyer.
    Ducks of Britain and the Northern Hemisphere. — London: Collins & Brown, 1997. — С. 145-148. — ISBN 1855855704. (англ.)
  • Paul A. Johnsgard.
    Ducks, Geese, and Swans of the World. — Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1978. (англ.)
  • Killian Mullarney, Lars Svensson, Dan Zetterström, Peter J. Grant.
    Птицы Европы = Birds of Europe. — United States: Princeton University Press, 2000. — С. 60. — 400 с. — ISBN 978-0-691-05054-6. (англ.)
  • Derek A. Scott, Paul M. Rose.
    Атлас популяций утиных в Африке и западной Евразии = Atlas of Anatidae populations in Africa and Western Eurasia. — Wetlands International, 1996. — С. 193-197. — 336 с. — ISBN 1 900442 09 4. (англ.)
  • Л. Б. Брагин.
    Ч. 2 // Режим естественной инкубации гоголя в Лапландском заповеднике // Материалы VI Всесоюзной орнитологической конференции. — М., 1974. — С. 32-34.
  • Г. П. Дементьев, Н. А. Гладков.
    Птицы Советского Союза. — Советская наука, 1953. — Т. 4. — С. 582-595. — 635 с.
  • В. И. Лысенко.
    Том 5 — Птицы. Вып. 3 — Гусеобразные // Фауна Украины. — Киев: Наукова думка, 1991.
  • А. С. Мальчевский, Ю. Б. Пукинский.
    Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983.
  • В. К. Рябицев.
    Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. — С. 81-83. — 608 с. — ISBN 5-7525-0825-8.
  • Л. С. Степанян.
    Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий. — Москва: Академкнига, 2003. — 808 с. — ISBN 5-94628-093-7.
  • В. Е. Флинт, Р. Л. Бёме, Ю. В. Костин, А. А. Кузнецов.
    Птицы СССР. — Москва: Мысль, 1968. — 637 с.

Особенности миграции

В зимний период дуплянки предпочитают мигрировать на юг или запад. Их привлекают морские побережья таких стран как: Дания, Нидерланды, Великобритания и Прибалтика. Так же они могут перезимовать на просторе реки, водохранилища или пресноводного озера Европы.

Селезень и утка выбирают разные места для зимовок. Так происходит в большинстве случаев. Миграция этих птиц длится в период с августа по октябрь. Одна перелётная стая насчитывает примерно двадцать — тридцать особей. Домой они вернутся не раньше начала марта.

Места обитания в России, питание

Дуплянки предпочитают теплые места, летом они обитают в южной части страны, на период зимних месяцев мигрируют на Каспийское море. Задерживаются там ненадолго, уже в последние февральские дни они возвращаются привычные места на юг Забайкалья, казахский регион или в лесную зону центра России.

Некоторые народности Сибири традиционно связывают таяние льда в водоемах с брачным танцем селезня. Они считают, что именно он, размахивая крыльями, разбивает корку льда. Нырковых уток чаще можно встретить на реках со спокойным течением или неглубоких озерах. Интересно, что утки иногда зимуют на замерших водоемах, главное, чтобы там были проруби для свободного плавания и ныряния.

При перелете дуплянки сбиваются в небольшие стаи — до пятнадцати особей, миграция начинается в августе и продолжается до октября.

Питается утка, в основном, мелкими обитателями водоемов. В их «меню» маленькие рыбки, моллюски, личинки, водяные насекомые, черви. Достают их утки со дна, обычно ныряя на глубину около 4-5 метров. В более холодное время утки добывают семена, нетолстые корни прибрежных растений и водоросли.

Как гнездуются утки гоголь

Оказывается, утки породы гоголь не просто так привязываются к лесам. Дело в том, что своё гнёздо они вьют в естественном дупле дерева на высоте от двух с половиной до пятнадцати метров от земли. К тому же такие гнёзда находятся зачастую вдали от водоёмов.

Птицы отдают предпочтение больше хвойным деревьям, дубам или берёзам. Не брезгуют и самодельными скворечниками, которые устанавливают в лесу орнитологи с целью приумножения популяции этих птиц. Могут занять дупло дятла. А бывали случаи, когда пары птиц селились в заячьей норе, пустотелом пне, в буреломах или кореньях деревьев.

Избрав для себя комфортное жилище, утки посещают его ни один год, вновь и вновь возвращаясь на старое место. Пары не приветствуют близкое соседство сородичей, соперничая и отстаивая права на территорию. Крайне редко можно обнаружить, что 2-3 пары уток гнездятся по соседству.

Примечания

  1. Бёме Р. Л., Флинт В. Е.
    Пятиязычный словарь названий животных. Птицы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский / Под общ. ред. акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., «РУССО», 1994. — С. 32. — 2030 экз. — ISBN 5-200-00643-0.
  2. Рябицев, С.81
  3. 123
    Gooders, С.145
  4. Дементьев, Гладков, С.594-595
  5. 123
    Scott, С.216
  6. 1234567
    Carboneras, С.623
  7. Mullarney, С.66
  8. 12345
    Рябицев, С.82
  9. 12
    Степанян, С.63
  10. 123456
    Gooders, С.146
  11. 12
    Cramp, Simmons, 1977.
  12. Common Goldeneye. BirdLife Species Factsheet
    . BirdLife. Проверено 7 июля 2009. Архивировано 1 апреля 2012 года.
  13. 12
    Дементьев, Гладков, С.588
  14. 123
    Мальчевский, Пукинский
  15. Флинт и др, С.115
  16. Johnsgard, 1978
  17. 123
    Лысенко, С.169
  18. Брагин, С.33
  19. 123
    Рябицев, С.83

Чем питаются утки породы гоголь

Утки породы гоголь являются прекрасными ныряльщиками. Погружаясь на глубину более 3,5 метров, будучи без доступа кислорода они спокойно выдерживают около 30 секунд. Чаще всего их добычей становятся подводные обитатели, но бывают и исключения из правил. Иногда утки могут отобедать той пищей, которую обнаружат на берегу. Меню их весьма обширно и состоит из такой живности как:

  • Взрослые насекомые и личинки ручейника. Жуки плавунцы, клопы, вертячки, водомерки, мошки, комары, стрекозы, мотыльки;
  • Рачки – бокоплавы;
  • Мальки и мелкая рыбёшка;
  • Дождевые черви;
  • Небольшие земноводные, головастики;
  • Моллюски.

В пищу могут идти не только живые организмы, но и всевозможные коренья, водные растения (их мягкие участки), злаковые и зерновые растения (их семена или зёрнышки).

Самое популярное

Запредельный вес: самая толстая женщина России выходит замуж. Пусть говорят. Выпуск от 16.10.2018175 46653:05Слепые прослушивания. Голос 7. Выпуск от 19.10.2018170 3102:07:56Мне нужна мама. Мужское / Женское. Выпуск от 16.10.2018117 43742:02Поджог? Мужское / Женское. Выпуск от 17.10.2018114 55942:58Последний рубеж. Мужское / Женское. Выпуск от 15.10.2018112 47142:57Синдром Дарьи Друзьяк: новая жертва Александра Серова на детекторе. На самом деле. Выпуск от 15.10.201892 02649:56Сестры Хачатурян на свободе: показания из первых уст. На самом деле. Выпуск от 16.10.201887 77049:45Трагедия в Керчи. Время покажет. Выпуск от 17.10.201875 86149:03Трагедия в Керчи. Пусть говорят. Выпуск от 18.10.201872 52452:46Пелагея. «Alfonsina y el mar». Голос 7. Фрагмент выпуска от 19.10.201865 69706:43Немой крик. Мужское / Женское. Выпуск от 19.10.201859 86342:56Ради правды — через океан: ДНК-тест 20 лет спустя. Пусть говорят. Выпуск от 17.10.201855 46652:59

Процесс размножения

Полового созревания утка гоголь достигает в возрасте около 2 лет. Пара уток может образоваться осенью либо весной. Заигрывая с самкой, селезень стремится привлечь к своей персоне максимальное внимание. С этой целью он может вытянуть шею и резким движением запрокинуть её на спину, при этом гордо устремляя вверх клюв. Как бы совершив прыжок из воды, гоголь какое-то мгновение скользит лапами по водной глади, размахивая крыльями и издавая специфические звуки. Таким образом, он демонстрирует самке своё признание в любви.

Утка может отложить от 5 до 13 яиц. Они зелёного цвета и имеют бурый либо голубой оттенок. Размер яйца довольно крупный. Его длина составляет 56-63 мм, ширина – 42-45 мм, а вес – около 62 г. Все яички бережно укладываются в трухлявую перину дна гнездышка. Высиживая их, уточка постоянно занимается утеплением гнезда, применяя с этой целью свои пёрышки, веточки, сено и солому. Если гнезду уже ни один год, то в целях теплоизоляции могут использоваться скорлупки от яичек, который остались от прежней кладки.

На протяжении месяца, а точнее 29-30 суток, самка заботливо греет кладку, покидая будущих птенцов, чтобы покушать лишь на мгновения. За неделю до появления малышей она сидит в гнезде уже круглосуточно, охраняя потомство. При этом селезень совсем не участвует в процессах насиживания яиц. Папа-франт покидает гнездо спустя 7-9 дней после кладки яиц, отправляясь на линьку.

Новорожденные малыши имеют чёрный окрас спины и белый живот. В течение первых суток они должны обсохнуть, а уже на вторые сутки птенцы вылетают из гнездовья, спланировав на распахнутых крыльях. Приземлившись на землю, они под контролем своей матери утки спешат на водоём. Через 14 дней маленькие утята уже уверенно ныряют, добывая себе пропитание самостоятельно. Посчитав взрослыми, мать-утка больше не опекает их как прежде, часто удаляясь по своим делам. Поднимаются на крыло птенцы, спустя 57- 66 дней от роду.

Интересные факты

Необычная окраска радужной оболочки глаз, ярко выделяющихся на фоне темного оперения крупной головы, дала повод для английского названия красивых уток – Common goldeneye (обыкновенная златоглазка). Золотистые глаза хорошо заметны и придают птице выражение крайней заинтересованности. У утят глаза имеют темный цвет, приобретая характерную золотистость только к возрасту 3 месяцев, когда они полностью становятся самостоятельными.

Особенности и преимущества статных голубей

В свой первый полет утята отправляются уже в 2-суточном возрасте. Изголодавшаяся мать покидает дупло и криками призывает птенцов к себе. Утята выпрыгивают из гнезда и падают иногда с большой высоты, растопырив крылышки и лапки. Чаще всего приземление заканчивается удачно, ведь легкий вес дает птенцам преимущество мягкого приземления. Спустившись к матери, они быстро осваивают водную стихию, приучаясь искать корм в течение первого же дня новой жизни. Летать по-настоящему утята научатся только в возрасте 2 месяцев.

Для жизни в летний период, выведения и выращивания птенцов гоголи выбирают довольно глубокие озера с большим зеркалом свободной воды, медленные реки или малообитаемые другими пернатыми водоемы в заболоченной зоне. Умение глубоко нырять и проплывать некоторое расстояние под водой позволяют уткам кормиться там, где найти пищу не могут ни кряквы, ни лебеди с длинной шеей. Основу диеты гоголей составляют водные беспозвоночные, мелкая рыба, лягушки и головастики. Поедают они и водоросли и околоводные растения.

Ценность гоголей на Руси

Древнеславянский миф гласит, что создателями нашего мира является пара гоголей, вылупившихся из желудей дуба-прародителя. Поднимая ил с глубин морского дна, они использовали его, как клей, скрепляя листочки и кору дуба. Таким образом, образовалось гнездо-земля.

Летописи повествуют нам о ценности гоголиного пуха, который был прославлен на всю Киевскую Русь. Княжие дворы имели отдельные промышленные отделы, которые собирали пух гоголей из их гнезд. Вдоль берегов на озёрах были созданы масштабные угодья для разведения этих уток. Кроме того, ценился не только их пух, но и яйца. В те времена, разведение дуплянок приносило не малый доход тем, кто этим занимается. Удельные князья не раз вступали в спор за «прибыльные» гнездовья. Но, несмотря на ценность гоголиного пуха, и яиц, их мясо было совсем не востребовано. Всё дело в том, что оно имело весьма неприятный вкус, с оттенками рыбы и тины. А потому его считали не достойным княжьего стола. Хотя кулинары утверждали, что сняв с утки кожицу вместе с остатками жиров, а затем, вымочив тушку в вине, можно получить в итоге отличный вкус готового продукта.

идеалы бобра: «Обыкновенная история» по И.Гончарову в «Гоголь-центре», реж. Кирилл Серебренников

Я бы, конечно, так или иначе нашел возможность сходить на «Обыкновенную историю», но мне любезно подарили билет — не отказываться же. При этом, похоже, из лучших побуждений обманули, заверив, что он куплен за полторы тыщи (между прочим, тоже бешеные деньги! я на меньшую сумму питаюсь месяц), а на самом деле, видимо, все-таки за две с половиной, поскольку девица, поменявшая свой пятый ряд на мой седьмой, чтоб сесть под бочок к ухажеру, отдала мне распечатанный квиток, а там по номиналу, без наценок, стояла цена 2500 — знай я заранее, от столь драгоценного подарка скорее всего отказался бы. Несмотря на объявленный «аншлаг» и приглашенных наблюдалась тьма тьмущая, и свободные места оставались, в том числе в первом ряду — где, разумеется, сразу пристроился Пизденыш, а я, чтоб никого не смущать присутствием, лишь после антракта пересел (еще и уходили ведь). Впрочем, что в седьмом, что в пятом, что в первом ряду — в «Гоголь-центре» отовсюду плохо видно. Положим, в прежнем театре им. Гоголя спектакли шли ужасные, еще хуже, чем сейчас — но почему-то в старом зале с ободранных кресел все просматривалось, а теперь со стульев видно одни головы впереди сидящих, из первого же ряда вынесенные на авансцену элементы декораций загораживают задний план. Ну да это не так важно, было бы на что смотреть.

Как и всю прочую давнюю и не очень классику, Серебренников механистично транспонирует «Обыкновенную историю» в будто бы современную — но при этом абсолютно условную — действительность, и пересказывает роман Гончарова шершавым языком плаката. К языку инсценировки, а по сути это оригинальная пьеса, использующая лишь сюжетные мотивы первоисточника, могут быть отдельные вопросы. Мне, например, жалко некоторых очень конкретных потерь вроде диалога Адуевых: «Но читать про себя такие горькие истины – и от кого же? от родного племянника! – Ты воображаешь, что написал истину?» — в спектакле вместо «горьких истин» говорят «правду», а разница между «правдой» и «горькими истинами», не только стилистическая, но даже если не зацикливаться на лексических нюансах, урон поэтике текста очевиден. Еще сильнее смещен мировоззренческий акцент — и в целом произведения, и в образе главного героя: у Гончарова юный Адуев преисполнен устремлений не просто возвышенных, но еще и общественных, государственных, он горит желанием «послужить», «принести пользу» — Серебренников, как ни странно (вроде бы тема-то как раз для «Гоголь-центра») сосредоточен в основном на субъективных переживаниях персонажа. Однако это сознательный ход и, в принципе, понятно, что Серебренников максимально упрощает не только содержание, структуру, но и стилистику материала, для пущей доходчивости. В то же время концептуально пьеса Серебренникова определенно многослойнее, чем лежащий в ее основе роман — хотя «многослойность» еще не гарантирует ни значительной глубины, ни подлинной сложности.

Повествовательная проза Гончарова у Серебренникова разъята на отдельные фрагменты, скетчи, почти что «клипы», причем жанрово неоднородные. Одни сценки сделаны в духе сатирических интермедий, близки по формату к КВН. Другие уводят от реализма и психологизма в область метафизическую и прям-таки мистическую. Только и сатира, и тем более метафизика осмыслены и поданы на уровне, близком к школьной самодеятельности. Адуев старший в спектакле — авторитетный бизнесмен, «родом» явно из 1990-х, это понятно по его мировоззрению, видно по замашкам, «слышно» по интонациями. Но характер его деятельности неслучайно уточняется — он «продает свет». Не до конца понятно, как и что именно, вероятнее всего, буквально — это может быть и иллюминация улиц, и производство электроэнергии. Важнее символический аспект, и не зря же в своих тайных заметках Адуев-младший отмечает, что дядюшка «хромает, как бес». Хромой бес, несущий свет — вот и готов доморощенный Люцифер, региональный повелитель Тьмы. Метафора, прямо сказать, не поражающая воображение новизной и оригинальностью, а главное, уцепившись в нее, Серебренников проводит этот мотив через весь спектакль, навязчиво (по ходу действия у героев то пробки перегорят, то короткое замыкание), порой не брезгуя откровенной безвкусицей, а то и заимствованиями, текстовыми («лучше нету того свету» — из Пелевина) и визуальными (знак московского метро «М», перевернутый вверх тормашками и превращенный в «W», эмблему Воланда — из «Мастера и Маргариты» Саса в МХТ).

В роли Адуева-младшего выступает Филипп Авдеев, он же Гамлет в несмотрибельно-занудной (ни в коем случае не по его персональной вине) постановке Давида Бобэ, а задолго до того — милый голубоглазый пухлый (сейчас похудел и подкачался) мальчик из «Ералаша», где и его однокашник по «Седьмой студии» Александр Горчилин тоже снимался, и другие сегодняшние молодые профессионалы, и там, положа руку на сердце, их индивидуальность зачастую проявлялась куда ярче: в «Гоголь-центре» что Гамлет, что Саша Адуев, что «Братья», что «Идиоты» — все примерно одним цветом, и для поклонников заведения лучше нету того цвету. В некоторых эпизодах Сашенька выглядит обаятельным и трогательным, но это обаяние — такое же наигранное и искусственное (хотя «наигрывает» его Авдеев вполне достойно с учетом поставленных режиссером задач), как и его провинциальный демонизм в финале. С особым замиранием сердца приходится наблюдать, как Адуев-младший, голышом отвальсировав Юлию Павловну (по указанию дяди племянник «влюбляет» в себя немолодую чиновницу, чья подпись необходима «продавцу света»), натягивает подаренные старухой штанишки, вынужденный одновременно прикрывать письку ладонью и придерживать, чтоб не упал, передатчик радиомикрофона (хорошо еще Филиппу Авдееву нетрудно все уместить в одной руке, а то некоторым студентам Брусникина в «Конармии» в аналогичной позиции и двух еле-еле хватает). Маму играет примадонна театра им. Гоголя Светлана Брагарник — даже двух мам. Причем в роли мамы Сашеньки опытная актриса, несомненный мастер, она проявляет себя как вышедшая в тираж звезда погорелого уездного театра, с заламыванием рук и закатыванием глаз, а при следующем появлении, в образе мамаши Нади Любецкой, столичной невесты Сашеньки, Брагарник демонстрирует такой изысканно-острый и стильный гротеск, что трудно поверить, будто за несколько минут до этого видел ту же исполнительницу, и в памяти возникают грандиозные достижения в спектаклях Серебренникова таких выдающихся ее коллег, как Наталья Тенякова в «Лесе» и Алла Покровская в «Господах Головлевых». Вероятно, такой контраст, обыгрывающий два варианта, две ипостаси материнства, «светлую» и «темную», заложен в режиссерском замысле, но все-таки превращать Адуеву в карикатуру на местечковую мамашу из юмористического телешоу излишне, особенно когда во втором акте подросший сын ведет воображаемый диалог с умершей родительницей — здесь доходит до слезливой пошлятины и чудовищной фальши.

Вместе с тем в «Обыкновенной истории» Серебренникова случилось крайне неожиданное, удивительное актерское открытие. Помнится, Адуева-старшего должен был играть Федор Бондарчук. Что уж там не срослось, я не знаю и теперь неважно. Теперь играет Алексей Агранович — небезвестный и не то чтоб совсем без сценического опыта (по большей части в амплуа шоумена), то все-таки не актер и не человек театра по основному роду деятельности и по образованию (закончил ВГИК, режиссирует торжественные церемонии на заказ). Последний раз, если я ничего не путаю, с творчеством Аграновича я соприкасался несколько лет назад — смотрел его независимую театральную постановку по «маленьким трагедиям» Пушкина, художественное качество которой спустя годы просто нелепо обсуждать. Но то, что Алексей Агранович делает в предложенной Серебренниковым роли Адуева-старшего (как придумана и простроена режиссерски и драматургически сама по себе роль — вопрос второй), однозначно заслуживает восхищения. И бывалая, повидавшая виды Брагарник, и вчерашний школяр Авдеев рядом с Аграновичем равно кажутся дилетантами! Это касается и внутреннего содержания персонажа, и чисто технических вещей, взять хоть сценическую речь (с которой у подавляющего большинства выпускников курса Серебренникова, да и многих сегодняшних студентов разных театральных вузов, дела обстоят далеко не блестяще). Другое дело, что актерам так или иначе в спектакле не развернуться, они встроены в этот продукт конвейерной сборки, как винтики: держатся, крутятся — ну и ладно. В этом смысле одного масштаба и статуса оказываются роли мамы Саши Адуева — и собаки Князя, пса Юлии Павловны, охраняющего, словно адский цербер (еще одно лишнее напоминание о «том свете») ее одиночество. Полуголый пес «Князь» в кожаной маске с цепью из второго действия, следует оценить режиссерское остроумие (не в избытке присутствующее в данной постановке), удачно «зарифмован» с Графом, который — тоже в кожаной маске для садо-мазо — в первом действии становится счастливым соперником Сашеньки в борьбе за сердце — и тело — Наденьки Любецкой: их «но-но-но», пожалуй, из всех мелких придумок Серебренникова запоминается в первую очередь.

История Саши Адуева в версии Серебренникова, таким образом, оказывается не такой уж «обыкновенной», а приобретает сверхчеловеческое, фаустианское измерение, и спектакль претендует ни много ни мало на статус мистерии (пускай и стилизованной, отчасти где-то пародийной), где процесс вхождения в мир взрослых, солидных дядь и теть, постепенное удаление от подростковых иллюзий, печальный, но неизбежный итог взросления (по Гончарову) представлен Серебренниковым как своего рода «грехопадение», да что там — продажа души Дьяволу, не больше и не меньше. Вернее, больше, потому что в финале Адуев-младший, помимо зализанных вихров на голове, отбеленных зубов и потемневших глаз (в «Гоголь-центре» любят такой спецэффект и не первый раз им злоупотребляют), заявляется на могилу жены Адуева-старшего, прихрамывая — на лыжах, говорит, катался и упал. Ну-ну, упал, как же, знаем мы таких падших ангелов — Саша сразу предлагает дядюшке пойти работать к нему в Министерство света: племянник в должности министра, а дядюшка, которого в министерство позвали гораздо раньше, ему в заместители. Дядя Адуев оказывается, пользуясь оставшейся в анекдоте оговоркой Олега Ефремова, «в ответе за все и за свет» — Фауст, стало быть, перерос Мефистофеля. А был такой хороший мальчик…

«Министерство света» — нарочитая условность из той же серии, что и, скажем, «Резиновая хрень» в «Идеальном муже» Богомолова, только у Богомолова подчеркнуто вульгарная метафора безупречно вписана в общую драматургическую стилистику, а у Серебренникова, где эклектика — не стилистический ход, но проявление режиссерской лени ума, организационной спешки, если не банальной халтуры, он торчит и раздражает, как многое остальное в этой претенциозной мешанине. Но вот, кстати, про нашего мальчика и страдания юного Фауста — первое действие открывается «песней протеста», которую с другом под гитару исполняет Сашенька Адуев прежде, чем попрощаться с мамочкой и поехать в Москву (а сегодня Адуев может ехать только в Москву, тут и обсуждать нечего). И в этой песне он показывает себя бунтарем-несогласным на всю катушку. А стоит ему отложить гитару — и он уже маменькин сынок, наивно верующий в абстрактные «идеалы добра» («идеалы бобра», как выразится позже высмеивающий «заблуждения» провинциального родственника авторитетный дядя). Можно было бы допустить, что песня — самодостаточный музыкальный номер (а в спектакле много таких номеров, и вписанных в действие, и проходящих фоном, и существующих по отдельности — от вокального цикла Маноцкова на текст «Откровения Иоанна Богослова» до полулюбительской рокерско-бардовской чепухи), но герой и по сюжету — молодой музыкант, в столицу он приезжает с гитарой, мечтает записываться на студии, а не просто сочинять и публиковать тексты. Психологически характер Саши Адуева, то есть, не выстроен вовсе — другое дело, что Серебренников и не ставит такой задачи, но и роль, и постановку в целом это все же сильно обедняет. Вот только что Женовач из набора скетчей, к которому, по большому счету, сводится «Самоубийца» Эрдмана, сделал полноценный драматический спектакль, связав действие сквозным героем. Серебренников же, отвлекаясь на контекст, героя фактически теряет, сводит его к плоской схеме-перевертышу.

Вообще когда наблюдаешь, как вроде бы на гораздо более «консервативных» эстетических позициях стоящие театральные деятели умело, отважно, лихо работают с классическим, далеко не всегда благодарным литературным материалом, не уродуя при этом первоисточник, не вторгаясь в текст, но наращивая на него собственные представления о жизни и о театре — как Миндаугас Карбаускис, отталкиваясь от тупого материализма и народолюбия Льва Толстого, обнаруживает в «Плодах просвещения» волшебный мир загадочных, рационально непостижимых взаимосвязей между людьми и явлениями; или как Евгений Каменькович инсценирует сатирический памфлет позапрошлого века, «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина, не адаптируя ее к нынешним реалиями, но слова, написанные в 1880-е, звучат будто их вычитали вчера на заблокированном Роскомнадзором сайте — тем более остается лишь удивляться, какой дохлятиной оборачиваются серебренниковские потуги «приблизить» Гончарова (вместо того, чтобы приблизиться к Гончарову… Ну или к Триеру, или даже, прости, Господи, к Овидию — это ж не разовая акция, это, считай, сложившаяся индустрия, конвейер) к хронике текущих событий.

Проблема Серебренникова, это ясно, не в недостатке фантазии и не в утрате хватки, а в искаженном целеполагании: вместо того, чтоб сочинять, создавать собственную авторскую реальность, как это бывало в лучших его произведениях, КС, и, видимо, такова идеологическая позиция руководителя «Гоголь-центра», предпочитает (пускай из добрых — из бобрых — побуждений) воздействовать на целевую аудиторию максимально удобопонятными, доступными для последней средствами. Он больше думает о зрителе, чем о спектакле, о прогнозируемой реакции, а не о том, что вызывает реакцию — отсюда предсказуемые последствия. Что же до пресловутого «просветительства», то оно, тоже предсказуемо, оборачивается плодами, описанными старой формулой «светит, да не греет», при том что под самый конец из неоновых трубок вырывается самый настоящий открытый огонь.

Коль скоро герои «продают свет», то и на сцене, помимо прочих элементов сценографии и непременного рояля — три огромные неоновые «О» на колесиках, где О — и буква, и число «ноль». ОО — пожалуйста, два нуля, отхожее место. Три «О» — и намек на трилогию Гончарова, и аббревиатура «общество с ограниченной ответственностью». А если взять значок «метро» за начальную «М», последнюю перевернутую «М» прочесть как английский «дабль ю», у средней из О» погасить правый сегмент и между оставшимся от нее «С» и первым, целым кружком вставить табличку обмена валют с обозначением доллара, то получится как бы «MOSCOW», ну это уже совсем для любителей формальных шарад. Содержательно же подобная символика, опять-таки, не отличается особой утонченностью, но мне эти нули, помимо прочего, напомнили про исключительно важный, как думается сегодня задним числом, в биографии Кирилла Серебренникова, и крайне недооцененный в свое время спектакль «Околоноля»: брань и похвалы по его адресу были одинаково ангажированными и бездумными, а вникнуть в суть практически никто не смог, не пожелал или не успел.

Между тем именно в «Околоноля», задолго до нынешней «Обыкновенной истории», Серебренников обращался к сходной проблематике, только на менее затасканном, но более подходящем к случаю материале. И пока я смотрел «Обыкновенную историю», мне «Околоноля», где сама специфика отнюдь не совершенного постмодернистского текста (и литературного, и театрального) строилась на противоречиях литературных условностей и суровых житейских, а конкретнее, криминально-политических реалий, приходил на ум постоянно. В романе же Гончарова (это мне тоже подумалось через ассоциации с «Околоноля») Серебренников при желании мог бы увидеть прежде всего параллели с собственной творческой судьбой. Как их анализировать, оценивать — через сатиру ли, через театрализованный мистицизм или в реалистическом ключе — выбор за художником, но сама личная история Серебренникова, в чем-то обыкновенная, а в чем-то невероятная, уж конечно была бы интереснее обобщенного до абстракции портрета «типичного представителя» некоего мифического «нового поколения». А Серебренников наводит тень на плетень, направляя прожектор совсем в другую сторону, и ставит спектакль про что угодно, но только не про себя любимого, а значит — ни о чем. Продает свет. Дорого.

Зато к театру им. Гоголя вернули остановку 78-го автобуса. Целевой аудитории это без разницы, судя по количеству авто, такси и чуть ли не лимузинов у подъезда, а мне — приятно. Наверное, временно, пока «Бауманская» закрыта и «усилены» наземные маршруты — ну а что в этом мире не временно? Да и пока еще «Бауманскую» откроют… Быстрее закроют «Гоголь-центр».

Подробности семейной жизни

Как бы ни был прекрасен брачный танец красавца гоголя, семейная жизнь у пары не складывается. Вскоре после окончания ухаживания и оплодотворения подруги самец покидает ее, предоставляя ей заботиться о потомстве в полном одиночестве. Сменив шикарный свадебный наряд на скромное оперение, напоминающее окраску самки, гоголь кормится в выбранном для жизни удобном месте.

Самка же подыскивает себе подходящее место для гнездования. Обычно это оказывается дуплистое дерево, старое гнездо дятла желны, выемка в корнях старого пня или покинутая нора животного недалеко от воды. Старые самки запоминают расположение удобных мест для выведения потомства и сразу летят к привычным гнездовьям, но молодым приходится потратить некоторое время на поиски.

Из-за выбора необычных для других представителей утиного семейства мест в древесных дуплах сложилось народное название гоголя – дупленка. Особенность пернатых была подмечена людьми: они стали делать искусственные гнезда в виде любимых птицей выемок в стволах. После того как утка снесет туда яйца, их можно было забрать для употребления в пищу. Гоголям такое обращение вреда не приносит, так как исчезнувшую кладку самка способна восстановить еще 1-2 раза.

Обычно в гнезде оказывается 8-12 яиц размером с небольшое куриное. Заботливая мать высиживает утят в течение 30 дней. Отлучаясь на поиски корма, кладку она прикрывает собственным пухом, предотвращая остывание яиц. В последние дни насиживания (7-10 суток) утка-гоголь перестает покидать гнездо, самоотверженно обеспечивая продолжение рода и обходясь без пищи.

Вкусовые качества

Так как гоголь питается преимущественно пищей, добытой в воде, у его мяса присутствует болотный, морской вкус и запах, для устранения которых тушку необходимо очистить от шкурки и удалить жир. По этой причине мясо гоголя не считается ценным среди кулинаров и охотников. Однако некоторые отмечают у него печеночный привкус.

Чтобы блюдо из гоголя получилось вкусным, тушку рекомендуют мариновать до суток. В качестве основы для маринада можно использовать вино или уксус. Лучше всего нырковых уток зажаривать, готовить на вертеле или тушить, а вот варить мясо гоголя не стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: