Северный кожанок Википедия

Цитата сообщения Алефтина_Рыжкова Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. Северный русский народный костюм конца XIX — начала XX ВЕКА из собрания Архангельского государ...

Летучие мыши – одни из самых неприятных для человека существ, обитающих в Земной природе. Одним из представителей летучих мышей является северный кожанок. О нем и пойдет речь в нашей статье…

Научная классификация причисляет это млекопитающее с крыльями к семейству обыкновенных (гладконосых) летучих мышей.

Это животное имеет средние для представителей семейства размеры: его длина составляет не более 6,5 сантиметров, плюс – длина хвоста, которая варьируется от 3,8 до 5 миллиметров. Масса взрослого северного кожанка не превышает 13 граммов. Когда животное распахивает крылья, то их размах составляет от 24 до 28 сантиметров, что весьма много, по сравнению с размерами тела.

Северный кожанок (Eptesicus nilssoni).
Северный кожанок (Eptesicus nilssoni).

Туловище этой летучей мыши покрыто густой и высокой шерстью. Она может иметь бурый оттенок с золотистым налетом. Золотистый отблеск получается за счет того, что волоски на концах — светлые. Брюшная область туловища северного кожанка светлее, чем спина. На мордочке присутствует маска черного цвета, такой же оттенок имеют и ушки животного.

Северный кожанок на зимовке.
Северный кожанок на зимовке.

Распространение эта крылатая мышь получила на северных территориях Евразии, кроме того, ее встречают на западе Китая и в Монголии. В нашей стране северного кожанка можно увидеть в сибирской тайге, на Камчатке, Сахалине, а также на Кавказе и в Туве. Весьма многочислены популяции северного кожанка в республике Бурятия: он обитает в долинах рек (Чикоя, Темник, Селенга, Верхняя Ангара, Уда) и в горах Прибайкалья. Также эта летучая мышь проживает в лесотундре, занимающей северные широты нашей страны.

Эти летучие мыши отличаются маленькими размерами.
Эти летучие мыши отличаются маленькими размерами.

Среди всех представителей отряда рукокрылых северный кожанок наиболее стоек к пониженным температурам. Именно поэтому эти млекопитающие не боятся обитания в высокогорье. Кроме того, они активны до наступления настоящих осенних холодов. Зимуют северные кожанки в зависимости от пола: самцы держатся поодиночке, а самки — группами. Каждое такое «женское сообщество» насчитывает 30 особей. Готовясь к зимовке, северные кожанки забиваются в пещеры, под крыши, в подвалы, трещины, дупла деревьев и прочие подходящие укрытия, где их никто не потревожит до весны.

Тело северного кожанка покрыто густой шерстью.
Тело северного кожанка покрыто густой шерстью.

Летом эти животные предпочитают держаться поодиночке. На поиски пропитания отправляются с наступлением темного времени суток. За добычей летят в редколесье, на лесные опушки и даже по городским улицам. Могут взлетать на высоту до 30 метров, чтобы охота уже наверняка удалась. Стоит отметить, что северные кожанки – выносливые существа, они способны совершать длительные перелеты, особенно во время поиска еды.

Размножение этих представителей отряда рукокрылых происходит один раз в год, в осенние месяцы. Самка зимует в состоянии беременности, а потомство производит на свет следующим летом (июнь – июль). Рождается у северного кожанка по два малыша. Половозрелость молодых кожанков наступает в 11-месячном возрасте. В природе эти летучие мыши живут не более 15 лет.

Продолжительность жизни кожанка составляет не больше 15 лет.
Продолжительность жизни кожанка составляет не больше 15 лет.

Не смотря на широкий ареал обитания, северные кожанки считаются одним из видов, подверженных вымиранию. Для этого созданы в последние годы все условия, главным из которых является загрязнение мест проживания кожанков. Кроме того, этот вид летучих мышей считается одним из самых малоизученных наукой. Может получиться так, что исследователям не хватит времени, чтобы как следует узнать этих животных, потому что они гораздо быстрее исчезнут с нашей планеты.

Описание

Летучая мышь среднего размера. Масса 8—14 г. Длина тела 49—64 мм, длина хвоста 38—51 мм. Размах крыльев — 24—28 см, длина предплечья — 38—43 мм. Крыло сравнительно узкое, заостренное. Ухо тонкокожее, полого округленное к вершине. Мех густой и высокий. Низ светлее верха; верх буроватый с золотистым налётом, образованным светлыми концами шерстинок. У кожанков, обитающих в Туве, спина серовато-жёлтая. Конец хвоста на 4—5 мм выступает из межбедренной перепонки.

Зимние спальные

От других видов летучих мышей отличается металлически-золотистой окраской вершинок отдельных волос или вытянутых вдоль спины тонких блестящих прядей на темно-буром или коричневом основном фоне окраса верха тела (у линяющих зверьков золотистая «вуаль» может быть выражена слабо).

Сходные виды:

  • От ночниц северные кожанки отличаются загнутым вперед козелком, который в середине шире, чем у основания.
  • От нетопыря-карлика, нетопыря Натузиуса, восточного и средиземноморского нетопыря отличаются отсутствием верхнего предкоренного зуба.
  • От кожанка Бобринского — более крупными размерами (длина предплечья не менее 38 мм).
  • От восточного и позднего кожанов — более мелкими размерами (длина предплечья не более 43 мм).
  • От двухцветного кожана и кожана Огнева — более крупным наружным верхним резцом, заходящим по высоте за половину внутреннего (этот признак действителен также для отличия от восточного и позднего кожанов).
  • От кожановидного нетопыря в полевых условиях практически не отличается.

Эхолокационные сигналы от 50 до 25 кГц, с максимальной амплитудой около 30 кГц.

Полёт быстрый, с частыми взмахами крыльев, резкими бросками и крутыми поворотами. День северные кожанки проводят в дуплах с узким входом, на чердаках, в трещинах скал. Самки образуют колонии до 30 особей, самцы селятся поодиночке. Охотятся часто вечером и даже днем, на разной высоте (поднимаются иногда до 20-30 м), обычно в разреженном лесу, на опушках и деревенских улицах, над водой. Остатки добычи часто накапливаются на местах постоянных кормежек. июне-июле самки рожают обычно двух детёнышей. Живут северные кожанки до 15 лет.

Северный кожанок зимует (поодиночке или небольшими группами) в пещерах, штольнях и подвалах при температуре около 0 °C, частично улетает на юг — на Кавказ и в Приморье. 1857 году И. Блазиус обратил внимание на перелеты северного кожанка, который, по его мнению, появлялся в северной части России лишь на несколько недель в конце лета и затем снова улетал на юг.

Брачные игры, беременность, роды

Брачные игры этих рукокрылых мало изучены, но известно, что совершаются они только один раз в году – осенью. В этот период самцы и самки могут жить по соседству, в остальное же время самцы предпочитают одиночество. Зимовку самка переживает уже беременной. А в начале или середине лета на свет появляются малыши. Рожает летучая мышь (фото зверька приведены в статье) обычно двух, реже одного детеныша.

Находясь в стае, самки одни растят малышей до их половой зрелости, которая наступает через одиннадцать месяцев. Самцы в воспитании подрастающего поколения не участвуют. Интересно, что молодежь кожанков достаточно часто прибивается к колониям летучих мышей другого вида, например, к нетопырям и ночницам. И те их не прогоняют.

Может, узнав поближе этих полезных животных, мы перестанем ежиться, видя пролетающих в ночном небе летучих мышей. Ведь это наши соседи, которые играют важную роль в круговороте природы и имеют право на жизнь.

Северный кожанок

Распространение

Распространён на всей северной половине Евразии от восточных границ Франции до Тихого океана, в Монголии и Западном Китае. Встречается в средней полосе и на севере европейской части России (до лесотундры включительно), в тайге Сибири, полупустынях Тувы, на Кавказе, Сахалине и Камчатке.

На территории Бурятии обитает в горах Прибайкалья (хребты Байкальский, Баргузинский, Улан-Бургасы, Хамар-Дабан), в долинах Верхней Ангары, Баргузина, Селенги, Темника, Уды, Чикоя, а также на Джидинском хребте и на Малом Хамар-Дабане.

Охрана вида

Численность вида невысокая и заметно снижающаяся. Нет достаточных данных о его состоянии в природе. На Среднем Урале считается редким видом. Лимитирующие факторы для вида: разрушение и нарушение мест дневных убежищ и зимовок. Северный кожанок внесён в Красные книги Башкортостана[3], Бурятии, Свердловской[4], Челябинской и Ульяновской областей[5].

Вид охраняется на территории природного парка «Оленьи Ручьи», в Висимском биосферном заповеднике и заповеднике «Денежкин Камень».

Примечания


  1. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 69. — 10 000 экз.

  2. Вместе с птицами — Рукокрылые охотники — Статьи — Летучие мыши

  3. Млекопитающие Красной книги Башкортостана

  4. Положение о Красной книге Свердловской области. Союз охраны птиц России. Проверено 6 марта 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

  5. Кожанок северный

Внешний облик.

Размеры средние. Длина тела 50-60 мм, предплечья 38-43 мм, хвоста 39-47 мм, уха 12-15 мм, козелка 5-6 мм. [1].

Летучая мышь тёмной окраски с узкими крыльями. Со стороны спины на тёмно-буром или коричневом фоне выделяются золотистые вершинки некоторых волос. Шерсть густая, длинная и мягкая.

Нижняя сторона тела грязно-желтоватая или палево-серая. Перепонки и ушные раковины тёмные, почти чёрные. Крыловая перепонка прикрепляется к основанию внешнего пальца ступни.

[custom_ads_shortcode1]

LiveInternetLiveInternet

Северный русский народный костюм конца XIX — начала XX ВЕКА из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства. Комплект из восемнадцати открыток.

Славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций снискали Северу многочисленные памятники народного крестьянского искусства. Среди них ярким самобытным элементом является народный костюм. В нем наиболее полно воплотилось незаурядное мастерство северных женщин. Собрание северного народного костюма представлено в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства материалами конца XVIII — начала XX веков. Этнографическая направленность музея определила принципы формирования коллекции. За 20 лет существования музея многочисленные экспедиции изучали народный быт в Каргопольском, Коношском, Пинежском, Мезенском, Красноборском, Ленском и других районах области. Собраны костюмные комплексы, отдельные предметы, всевозможные дополнения: головные уборы, украшения, обувь, всего более 3 тысяч единиц хранения. Достаточно полно в коллекции представлена крестьянская одежда конца XIX — начала XX веков. Преобладает женская. По сравнению с мужской она ярче выявляет черты местного своеобразия костюма. Материалы коллекции дают возможность изучить типичные для Севера черты, выявить региональные особенности, проследить изменения в одежде, происходящие на рубеже веков. Характер северного костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В конце XIX — начале XX века он имел множество вариантов. Состоял он по-прежнему из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура. Будничный костюм был удобным и прочным. Наиболее архаичной частью его была рубаха. Туникообразный, свободный крой с ластовицами не стеснял движения. Региональные различия можно проследить на примере каргопольских, пинежских, Вологодских рубах, имеющихся в коллекции. Разнообразны будничные сарафаны, представленные в коллекции. Наиболее древний, косоклинный, до начала XX века бытовавший в Пинеге, соседствовал с более поздним прямым, распространенным в других регионах области. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь, набойка. Позже они были вытеснены ситцем. Одежда несла не только утилитарные и эстетические функции. Отзвуки древних языческих представлений о мире сохранились в костюме. Одежда оберегала человека от внешней среды, и каждая деталь ансамбля имела определенный смысл. Обережную роль играл пояс. Коллекция дает представление о разнообразных техниках их изготовления, бытовавших на Севере. Важную роль играли головные уборы. Девичьи оставляли теменную часть и волосы открытыми, а женские их полностью скрывали. Они подчеркивали не только изменение семейного положения, но и имущественного состояния. Украшенные жемчугом и золотым шитьем кокошники, повязки занимают особое место в коллекции. Сохранились комплексы обрядовой одежды.

Значительную роль в жизни крестьян играли трудовые праздники: жатва, первый выгон скота, сенокос. От них зависело благополучие крестьянской семьи. Льняные каргопольские рубахи с архаичной вышивкой, жатвенные поподолицы представляют большую ценность в собрании. Магические знаки, заключенные в рисунках орнамента, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле. Наиболее выразительна в художественно-образном решении праздничная одежда. Костюм сохранял традиционный покрой, но шили его преимущественно из более дорогих, покупных шелковых тканей. Он больше испытывал городское влияние. Городской костюм также представлен в коллекции музея Он сформировался в последней четверти XIX века и следовал дворянской и европейской моде. Данное издание — первая публикация материалов коллекции, как результат экспедиционной работы музея. При подготовке использованы материалы научного архива музея, собранные Н. Власихиной, Н. Лютиковой и другими научными сотрудниками. Комплексы костюмов составлены на основании научной реконструкции Л. Калининой. Учтена возможность сосуществования отдельных частей костюма: хронология, регион бытования, возрастные различия и назначение одежды. Представленный в экспозиции музея вместе с другими экспонатами народный костюм помогает понять духовный мир прошлого, богатую культуру русского народа. А.И.Иванова

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Начало XX века. Каргополье. Рубаха. Льняное полотно, ткачество. Сарафан-набивальник. Лен, кумач, тесьма, набойка. Юбка. Лен, гарус, браное ткачество. Платок. Ситец, фабрика Баранова.
Традиционный комплекс костюма с сарафаном иногда дополняла нижняя юбка. Как самостоятельная часть одежды юбка входила в сенокосный костюм. Тяжелый браный узор покрывал всю поверхность ее нижней части, поподолицы. Классически строгий колорит, построенный на сочетании красного узора и белого льняного полотна был характерен для всех регионов Севера. Только в Каргополье поподолицы расцвечивали яркими гарусными нитями. Орнамент распадался на отдельные, резко ограниченные друг от друга полосы. Завершали отделку юбки махры из разноцветных шерстяных нитей. К концу XIX — началу XX века рубаха сохраняла традиционный для народного костюма Каргополья покрой: широкие до локтя рукава, глубокий присобранный ворот. В данном комплексе костюма верхняя часть — воротушка— и нижняя часть — стан— изготовлены из льняного полотна. Широкий, прямой по покрою, сборчатый сарафан кроился здесь на длинных узких лямках. Будничным головным убором служил платок из ситца. Большое распространение в конце XIX века получили ситцы, изготовленные в Карабанове Александровского уезда, Владимирской губернии.

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ ЖАТВЕННЫЙ КОСТЮМ

Начало XX века Олонецкая губерния, Каргополье. Рубаха. Льняная пестрядь, кумач, ситец, браное ткачество. Сарафан. Льняная пестрядь.
Жатва была особым трудовым праздником крестьян. От урожая зависело благополучие семьи землепашца. Богатая орнаментация жатвенной одежды служила знаком уважения к кормилице-земле. Ромб — символ солнца, знак плодородия, господствовал среди других простейших геометрических фигур. Поставленный углом, с гребешками-отростками, сливающийся в сложные композиции, он был воплощением неистощимой фантазии мастериц. Красный цвет в костюме также был посланцем солнца. Обрядовая рубаха сохраняла традиционный для Каргополья покрой и состояла из стана и воротушки. Но воротушка скроена из более легкой, покупной ткани. Нижнюю часть по-прежнему шили из ткани домашнего изготовления. В отделке поподолицы появились поздние элементы: оборка из яркого ситца, кумачовая прошва. Сарафан на длинных лямках — региональный вариант прямого сарафана. Пестрядь для сарафанов делали в более крупную клетку, чем для стана рубахи. Детский костюм обычно повторял в покрое и орнаментации взрослый, но был менее сложен в исполнении и шили его из остатков материала.

Северный русский народный костюм

ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ

Начало XX века. Каргополье. Рубаха. Лен, пестрядь. Сарафан-кумачник. Кумач, холст, ситец, вышивка тамбуром. Платок. Ситец, фабрика Баранова.
Основу комплекса составляет сарафан-кумачник традиционного звучного красного цвета, украшенный вышивкой тамбуром. Узор календари связан с основным занятием крестьян Каргополья — хлебопашеством. Все знаки имели определенный смысл. Лепестки и кудри обозначали месяцы, круг над верхним лепестком (январем) — символ нарождающегося солнца, петельки с внешней стороны месяца соответствовали дням, связанным с годичным кругом полевых работ, круги — это земледельческие праздники и дни, когда гадали на урожай. Сарафан входил в комплекс жатвенного костюма. К началу XX века календарь часто воспринимался как чисто орнаментальный мотив. Его символика постепенно забывалась, узор упрощался. Платок из карабановского ситца, получивший на Севере название аглицкий, дополнял комплекс.
ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Конец XIX — начало XX века. Пинега Рубаха-мышница. Льняное полотно, кумач, вышивка в набор. Сарафан-пестрядинник. Х/б, лен, пестрядь. Пояс. Шерсть, плетение. Платок. Ситец, фабрика Баранова.
Название рубаха мышница идет от вышитых в набор красными нитями оплечий-мышников. Аастовки (полики) из красного кумача придавали рубахе особую нарядность. Пазушники (ластовицы) также кроили из кумача С помощью магических линий, зашифрованных в рисунках орнамента, человек надеялся защитить себя от злых сил. Орнамент располагался там, где край одежды граничил с незакрытым телом: по вороту, рукавам, по подолу. Пестрядь, цветную клетчатую ткань, изготовляли из льняных нитей домашнего прядения с добавлением цветных хлопчатобумажных. Пестрядинник, вытканный из покупных нитей, считался более дорогим сарафаном. Простейший вид узорного тканья имел свои особенности в разных регионах. Сложная, некрупная, холодных тонов клетка характерна для Мезени, Пинеги. Синий и белый цвет преобладал над неярким красным. Пояс подвязывали высоко под грудью. Плетение вручную было трудоемким занятием. Узоры, образующие радужные переливы, были очень нарядны.
ДЕВИЧИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Конец XIX века. Вологодская губерния, среднее течение реки Вычегды. Рубаха. Льняное полотно, кумач, браное, выборное ткачество. Сарафан троелишный. Лен, набойка, кумач, вышивка. Косынка-косяк. Льняное полотно, браное, выборное ткачество. Пояс. Лен, шерсть, стеклярус, поволока, тканье в бердышке.
Костюм выполнен в традициях одежды Вологодской губернии. Ворот — короткую рубаху шили на архаичной туникообразной кокетке с подкладом и воротником-стойкой. Застежка на планке. Орнаментация ворота в виде полосы браного ткачества, пристроченной по линии кокетки. В этой же технике декорированы нижняя часть рукавов и манжеты. Сочетание густого узора в виде городчатых ромбов и свастик с разреженным орнаментом в виде стилизованных растений является особенностью оформления одежды этих мест. Полоса орнамента на косяке позволяет объединить две детали костюма в единый ансамбль. Трехцветная набойка сарафана делала его живописным. Такие сарафаны называли троелишными. Узор «рябинки» наносили оранжевой масляной краской. По низу сарафана — полоски кумача с вышивкой крестом синими, сиреневыми, зелеными нитями. Женские пояса здесь отличались сложностью завершения концов. В оформлении использовали проволоку, стеклярус Местные жители различали пояса с прибасками, с королечками, с кисточками. Ансамбль отличался сочностью красок, яркостью. Все детали комплекса выполнены из ткани домашнего изготовления.

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Начало ХХ века. Верховья реки Пинеги. Рубаха-ворот. Лён, пестрядь, бранное ткачество. Сарафан-косоклинник. Хост, кумач, набойка. Пояс. Шерсть. Тканье в бердышке.
Ткани фабричного производства не пользовались популярностью только у стариков. Старообрядцы говорили про такие наряды: легкие, шутовы, ненастоящие. Старое поколение носило одежду своей молодости. В повседневный костюм пожилой женщины входила традиционного покроя пестрядинная рубаха-ворот с ластовицами и прямыми поликами. Рукава сужены к кисти, что характерно для Пинеги. Косоклинный сарафан сшит из кубовой набойки. Архаичный покрой его сохранился до XX века. Узор наносили при помощи досок-манср, покрытых специальным раствором. Белый рисунок как бы выплывал из глубинного темно-синего фона. Комбинации орнаментальных мотивов разнообразны и декоративны. Набойка применялась до 30-х годов XX века Манеры продавали на ярмарках и узоры распространялись по всей России.

Северный русский народный костюм

ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Конец XIX — начало XX века. Пинега. Рубаха-полурубашье. Миткаль, тюль. Сарафан. Шелк, тесьма. Полушубок. Парча, позумент, холст. Головной убор-повязка. Кумач, галун, фольга, бисер, бахрома из золотных нитей. Платок. Шелк.
Наличие в комплексе нескольких рубах и сарафанов характерно для народного костюма. Чем дороднее казалась крестьянка, тем красивее она считалась. Когда пинежская девушка шла на метище, годовой праздник, из-под подобранного яркого верхнего сарафана должен был быть виден другой. Верхнюю рубашку-полурубашье, короткую, без стана, шили из покупной базарской ткани с широкими рукавами. Рукава перехватывали яркой лентой у локтей. Под лямками сарафана и полушубка подвязывали два пурпурно-красных платка. Концы платков выпускались по сторонам рукавов. Они развевались на ветру, словно крылья птицы. Расшитая золотными нитями повязка завершала девичий костюм. Красивая линия абриса головного убора придавала величие молодому лицу. Пояс в этом случае подвязывали под сарафан.

Северный русский народный костюм

ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Вторая половина XIX века. Мелентьевская волость. Кофта-казачок. Репс, ситец, машинное кружево, тесьма. Сарафан-атласник. Атлас, ситец, галун. Головной убор-перевязка. Галун, кумач, кружево, шелк, шитье перламутровыми плашками, низание бисером
Влияние городской моды отчетливо проявилось в комплексе костюма «казачок с сарафаном атласником», бытовавшем на границе Вологодской и Олонецкой губерний как праздничная одежда. Шили его из покупных тканей. Традиционный прямой, сборчатый сарафан на длинных узких лямках дополнялся распашной приталенной кофтой городского покроя — казачком. Шили его на ситцевом подкладе. Отрезные, пышные у плеч рукава заканчивались широкими манжетами. Силуэт создавался за счет рельефов и вытачек. На верхней полочке заложены мелкие складки. Застежка на пуговицы с левой стороны. Использование оборок из машинного кружева создавало особую выразительность наряда. Завершал костюм девичий головной убор — перевязка. Она выполнена из позумента. Сзади ее украшали кружевом и шелком, спереди расшивали перламутровыми плашками. Надо лбом шла густая поднизь из бисера.

Северный русский народный костюм

ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Начало XX века. Мезень. Платье гарнитурное. Шелк, миткаль, машинное кружево. Шаль. Шелк. Туфли. Кожа.
Распространение городской моды прежде всего наблюдалось в поморье, на Мезени. Суровые климатические условия не позволяли выращивать лен. Женские ремесла не получили здесь развития. Шитье одежды производилось самими женщинами, но из привозных тканей. Их приобретали на ярмарках, у приезжих купцов, а также за границей в Норвегии, Голландии. Большой популярностью пользовались переливчатая тафта, штоф, шанжан (на Мезени — гарнитур). Платье по старинке называли здесь сарафаном. Сшито оно на подкладке. Защипы и рельефы создают приталенный силуэт наряда. В отделке костюма использованы как традиционные, так и новые городские элементы: широкие полосы плоско нашитого машинного кружева на подоле и пышная оборка из широкого зубчатого кружева на лифе. Наплечные шали с кистями отличались мягкостью тонов и служили прекрасным дополнением городского костюма.

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ

Конец XIX — начало XX века. Архангельск.
1.
Костюм-парочка. Кофта, юбка Х/б ткань, тюль. Косынка. Шелковые нити, сцепное кружево. Полусапожки. Кожа, х/б ткань.
2.
Костюм-парочка. Кофта, юбка Шелк, штоф, бархат, миткаль. Платок. Шелк, 1251. Туфли. Кожа.
Ансамбль-парочка — из юбки и кофты стал доминирующим в одежде женщин провинциальных северных городов в конце XIX — начае XX веков. Обе части костюма шили из одинаковой ткани. Приталенный силуэт костюма создавался за счет множества вертикальных рельефов, застроченных мелких складок. Сложный крой дополнен большим количеством деталей объемной орнаментации: оборки, защипы, рюши из тюля и машинного кружева, баски. Праздничный комплекс костюма дополняли косынки из сцепного кружева и шелковые платки.

Северный русский народный костюм

МУЖСКАЯ БУДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

Начало XX века. Архангельская губерния. Рубаха. Конопля, крашенина, ремизное ткачество. Порты. Лен, пестрядь. Пояс. Лен, шерсть, тканье в кроснах
Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав мужского костюма. Наряду с косовороткой бытовали рубахи с разрезом ворота посредине. Грубая, сшитая из конопляной крашенины, рубаха была удобной и долговечной. Порты были однообразны по внешнему виду. Различия касались только некоторых деталей покроя. Наиболее традиционные приемы кроя использовались в данном комплексе. Полотнище перегибали вдвое по основе. Для клиньев его складывали и разрезали по диагонали. Держались порты при помощи вздежки — гасника, пропущенного в опушку. Иногда использовали застежку на пуговицу. Пояс несколько раз опоясывал талию. Чаще такой пояс носили с верхней одеждой.

Северный русский народный костюм

МУЖСКАЯ БУДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

Начало ХХ века. Пинега. Рубаха. Лён, льняное полотно, пестрядь. Порты. Лён, многоремизное ткачество Пояс. Х/б, шерсть, плетение.
Местные различия прослеживались в мужской одежде значительно слабее, чем в женской. Повседневную одежду шили из домотканой клетчатой или полосатой мелкой пестряди, набойки и почти не украшали. Наиболее древней частью костюма была туникообразная рубаха. Она мало подвергалась конструктивному изменению. Застежку на планке чаще делали с левой стороны. Такую рубаху называли косоворотка. Ворот — невысокая стойка. Как обычно, рубаху шили на подоплеке. Под спину и грудь подшивался с внутренней стороны кусок ткани. Фактура ткани данных портов — косые рубчики в елочку. Толстая льняная ткань по своей прочности и цвету напоминает джинсовую ткань.

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Начало XX века. Архангельская губерния. Кофта, атлас, ситец, кружево. Сарафан. Кумач, холст, тесьма. Повойник. Кумач. Платок. Кашемир, набойка, Павлов Посад
Сарафан на кокетке с прямой сборчатой юбкой не получил на Севере широкого распространения. По покрою он представлял собой полуплатье. Кокетка — с выкройными проймами и плечиками-лямками. Нижняя часть сарафана заложена в мелкие складки и пришита к кокетке выше линии груди. Будничные головные узоры женщин — повойники — в виде шапочки из ситца, не украшали. Комплекс дополнял павлово-посадский платок из красного кашемира, с набивным рисунком. Широкая кайма с узором из красных, синих, желтых цветов и зеленых листьев покрывала почти всю поверхность платка. Набивные шерстяные шали как нельзя лучше соответствовали русской традиции костюма скрывать форму женского тела. В последней четверти XIX — начале XX века они прочно вошли как в городской, так и в деревенский быт.
СЕНОКОСНАЯ ОДЕЖДА

Конец XIX века. Пинега
Женский костюм.
Рфаха-исцельница. Льняное полотно, кружево, вышивка строчкой, росписью. Пояс. Лен, мулине, тканье в бердышке.
Мужской костюм.
Рубаха Льняное полотно, тесьма. Порты. Льняное полотно. Пояс. Лен, шерсть, тканье в бердышке
По древнему обычаю все крестьянские работы делились на женские и мужские. Только сенокос был единственным праздником в совместном труде. Специально предназначенная для сенокоса одежда была удобной и практичной; широкий край ее не стеснял движения, белый цвет отпугивал гнуса. Длинная туникообразная женская рубаха-исцельница скроена из цельного полотнища льняной ткани. Широкие, длинные рукава сужены у кисти и заканчивались обшлагами. Украшением их служила вышивка строчкой и росписью, выполненная белыми льняными нитями, а также кружева, сплетенные на коклюшках. Отсюда второе название рубахи — коклюшница.

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Начало XX века. Вологодская губерния. Кофта-рукава. Шерсть, лен, бархат, сатин, тесьма, ремизное ткачество. Сарафан-дольник. Шерсть, крашенина, машинное кружево, тесьма, ткачество. Передник. Гарус, сатин, ситец, тесьма. Головной убор-сборник. Холст, картон (основа), кумач, ситец, шитье золотными нитями. Платок. Ситец, фабрика Баранова
В комплексе данного женского костюма проявлялась взаимосвязь различных групп населения. Бытование в этих местах сарафана—дольника — отголоски одежды служилых людей, выходцев из западных регионов России — однодворцев. Полихромный узор дольника состоял из продольных полос различной ширины. Рисунок получался за счет применения широких берд на ткацком стане. Распашная кофта до талии — рукава — изготовлена из полушерстяной ткани ремизного ткачества. Узор имел ярко выраженную рельефную структуру и состоял из мелких клеток. Отделка черным бархатом, сложный крой кофты с втачными рукавами — свидетельство проникновения в деревенский быт элементов городской моды. Передник шили преимущественно из покупной ткани и завязывали высоко под грудью.

Северный русский народный костюм

ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Конец XIX — начало XX века Пинега Рубаха-коклюшница. Льняное полотно, кружево, вышивка перевитью по выдергу, росписью. Сарафан-синяк. Лен, крашенина, тесьма, шерстяной шнур
Наиболее архаичный тип сарафана — косоклинник сохранился на Пинеге до начала XX века Покрой сарафана, вертикальное расположение тесьмы, имитирующей застежку, придавали женской фигуре стройность и величавость. Широкие, длинные, легко спадающие рукава рубахи-коклюшницы сужены у кисти. Отделкой служит вышивка перевитъю по выдергу и росписью, выполненная белыми нитями. Костюм выглядел строгим и лаконичным благодаря сочетанию белого и темно-синего цветов. Синяк и коклюшница являлись как праздничной, так и обрядовой одеждой пинежских крестьянок. В разных деревнях региона они входили в венчальный, а также погребальный комплексы костюма.

Северный русский народный костюм

ДЕВИЧИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ

Конец ХIХ века. Яренск. Платье. Ивановский ситец, холст, тесьма. Косынка. Шелковые нити. Сцепное кружево. Туфли. Кожа.
Влиянию городской моды прежде всего было подвержено купеческое и мещанское население провинциальных городов. Уже в конце XIX века появились крестьяне, приписанные к мещанскому сословию. Многие из вычегодских крестьян уходили в отход, в Петербург. Их называли питереки. Первоначально это влияние выражалось в использовании фабричных тканей, новых головных уборов. Затем изменились формы одежды, манера носить различные дополнения. Ситец в мелкий растительный рисунок прочно вошел в деревенский быт и использовался в одежде небогатых горожан. Платье из этой ткани по-прежнему шили на подкладе, что позволяло сохранить форму и делало наряд более долговечным. По покрою оно отрезное по линии талии. Застежка лифа спереди на пуговицы. Пышный подол собран в густую мелкую сборку у талии. Расположение отделки традиционное: в нижней части подола и рукавов. Используется объемный декор — пышные сборки, заложенные в байтовые складки.

Северный русский народный костюм

ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Конец XIX — начало XX века. Олонецкая губерния, Каргополье. Рубаха. Х/б ткань, кумач, вышивка, браное ткачество. Сарафан. Шелк, ситец, бахрома из золотных нитей. Коротсна. Парча, ситец. Кокошник. Галун, кумач, миткаль, шитье бисером, жемчугом, перламутровыми плашками, низание жемчугом. Платок. Миткаль, золотное шитье
Стремление придать костюму пышность и величавость проявлялось в каждой детали праздничного комплекса. Прямого, широкий сборчатый сарафан пришел на смену косоклинному. Изменились пропорции костюма. Горизонтальная полоска бахромы из золотных нитей утяжеляла низ костюма Ощущение пышности создавал подклад, подведенный под шелк. Коротена, нагрудная одежда, вместе с сарафаном представляла единый ансамбль. Трапециевидный силуэт ее создавал дополнительный объем, поддерживал ритм костюма. Кокошник Каргопольщины в виде шапочки на твердой основе искусно расшит бисером, жемчугом, перламутровыми плашками, спереди украшен густой поднизью. Поверх кокошника в самые большие праздники одевали золотой плат. Вышитый золотными нитями белый плат еще больше подчеркивал богатство головного убора. Кокошники и золотые платы имели женщины из состоятельных семей, носили в первый год замужества и хранили для своих дочерей. Автор текста и составитель А. Иванова Фото Н. Аряев Оформление и макет М. Патрушева
https://manasa.ru/mess_1294597433.html

Численность и лимитирующие факторы.

Несмотря на широкое распространение, численность его в пещерах невелика. Зимуют по одной, две особи, но могут и собираться небольшими группами до 10 особей. Больших скоплений не образует. Естественные враги на местах зимовок – куньи, грызуны, насекомоядные. В летний период становятся жертвами сов, врановых и кошек [14]. Основными причинами, влияющими на уменьшение численности рукокрылых, являются: сокращение и исчезновение естественных убежищ вследствие омоложения леса; изменения ландшафтов и микроклимата, урбанизация населённых пунктов, лесные пожары; рост популярности спелеотуризма и, как следствие, возрастание беспокойства рукокрылых на зимовках и изменение микроклимата пещер [6].

[custom_ads_shortcode1]

Традиции

Многие обряды и ритуалы, исполняемые югами, были предназначены для того, чтобы добиться успеха в промыслах. Это было очень важно, так как от удачи на охоте зависело, сможет ли мужчина прокормить свою семью. Людям казалось, что они бессильны перед могуществом природы, поэтому они наделяли ее человеческим характером. Животным также приписывались человеческие черты. Юги верили, что звери понимают язык людей. Поэтому о предстоящей охоте не говорили, чтобы не спугнуть удачу. Во время охоты в лесу также не разговаривали, потому что людей могли услышать животные, на которых те охотились. Об обнаружении лося или медведя сообщалось ударами посоха. Звери уподоблялись человеку, считалось, что они могут мстить за убийство их сородичей. Запрещалось плохо высказываться о животных, смеяться над ними, хвалиться добычей. Просто так зверя никогда не убивали, это делалось только для получения пищи.

Подобный смысл существует у запретов, связанных с женщинами. Представительницы женского пола считались нечистыми, поэтому могли испортить своим прикосновением охотничьи принадлежности. Женщинам запрещалось трогать и перешагивать через ружья, снасти, упряжь, садиться на охотничьи нарты. Если жена ездила на лошади, после этого животное окуривали, чтобы очистить его. Иначе ее мужу перестанет попадаться добыча. Женщина также совершала ритуал очищения, прежде чем приступить к домашней работе. Юги верили, что мясо животных обладает свойством передавать человеку какие-либо наклонности. Например, считалось, что медвежатина дает охотнику тяжесть, поэтому ему будет тяжело ходить по тайге. Из-за этого многие охотники не ели медвежье мясо. Для того, чтобы медведь отдал человеку свою силу, пили его кровь, ели сердце. Поедание медвежьих глаз дарило мужчине долголетие. Заячье сердце давало возможность бегать быстрее. А вот сердце глухаря запрещалось есть одному, так как после этого в охотника вселялся страх. Для того чтобы дать диким животным возможность продолжать их род, существовал обычай захоронения их костей. После того как мясо животного съедали, части скелета уносили в лес. Там кости зарывали в землю, складывали в дупло. Копыта вешали на деревья. Лапки пушных зверей применялись как обереги, их носили с собой.

История

Прародители югов жили в междуречье рек Енисей, Обь еще в бронзовую эпоху (1-5 тысячелетие до нашей эры). С началом прихода тюркских племен на эти земли они начали ассимилироваться с ними, а также с коренными народами Севера и финно-угорскими народами. Затем они расселялись дальше на север, по среднему течению Енисея и его притокам. Здесь на этногенез югов повлияли контакты с эвенками, хантами, селькупами. Позже они мигрировали еще дальше — на берега рек Турухан, Курейка. Первые свидетельства о существовании югов относятся к началу 17 века, с продвижением русских по Енисею. Отряды казаков начали заселять Енисейский Север, встретив поселения югов, которых они именовали енисейскими остяками.

Юги, промышлявшие охотой на пушных зверей, были обложены данью. Они были вынуждены отдавать почти всю добычу русским, которые торговали пушниной. К 18 веку закончился процесс смешения енисейских языков с тюркскими. Язык древних югов претерпел значительные изменения. Также они коснулись и культуры этого народа. Со своей стороны, юги приняли участие в этногенезе угорского и самодийского населения. Юги перенесли множество лишений, которые усилились с приходом русских. Племена существовали на грани нищеты, люди массово гибли от болезней и голода. Туруханский район был глухим краем, местом проживания ссыльных. Коренное население было обречено на вымирание. Также исчезли и другие родственные югам народы.

Жизнь

Этническая культура югов имеет много общего с образом жизни хантов, селькупов, шорцев. У них существовало родоплеменное деление. Люди жили крупными семьями, по 30-40 человек. Родство считалось по отцовской линии. Среди патронимии была распространена взаимопомощь, коллективные работы. Лесные и речные угодья использовались всеми семействами для добычи зверя и рыбы. У каждого рода были свои покровители, шаманы, культовые места. Главными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Основу охоты представлял пушной промысел. Главным охотничьим объектом были белки. Кроме них, добывали таких животных:

  • соболь
  • горностай
  • лисица
  • колонок
  • песец.

Охотились и на крупного зверя: лосей, оленей, кабанов. Охота велась активным и пассивным способом. Первый имел групповой характер. Охотники загоняли зверя, преследуя его по следу или окружали и затем отстреливали. Пассивная не требовала много участников. Охотник расставлял ловушки, которые периодически проверял. Были распространены ловчие ямы. Их делали вблизи водопоя, на дно ямы ставили острые колья, сверху прикрывали дерном. На мелких пушных зверей охотились с помощью ловушек давящего типа, петлями, силками. Также их стреляли из лука. Важную роль играл рыбный промысел. Это было традиционным занятием для коренных народов Сибири. Полноводный Енисей давал множество видов рыбы и водной дичи.

Широко применялся такой тип ловли, как запорный. Им занимались коллективно. На реке возводили заградительные сооружения из жердей и сетей. После спада воды рыба оставалась в отгороженном пространстве и не могла уйти из ловушки. Рыбаки забирали только необходимое количество, для того чтобы не истреблять популяцию. Юги бережно относились к пищевым ресурсам и понимали, что природа должна иметь возможность восполнять свое богатство. Также было распространено сетевое рыболовство. Крупную рыбу добывали с помощью острог. Оленеводство было развито слабо, оно являлось подсобным промыслом. Некоторые семьи держали оленьи стада, но они были немногочисленны. У югов были развиты такие ремесла, как:

  1. Производство изделий из бересты.
  2. Плетение из камыша.
  3. Изготовление утвари, обуви из рыбьей кожи.
  4. Обработка дерева.
  5. Резьба по кости.

Из бересты делали посуду, короба, детские колыбельки. Ее окрашивали с помощью охры, ягодного сока. Из камыша плели циновки, которыми устилали пол. Юги умели выделывать рыбью кожу. Из нее шили одежду, обувь, емкости для хранения продуктов. Такие изделия были прочными, не пропускали воду. Для хранения трав, табака шили мешочки из шкурок с головы птиц. Их сушили, размягчали, верх стягивали на шнурок. Из лапок мелких зверей делали мешочки для украшений. Они имели мистическое значение и использовались как обереги. Мужчины носили их на охоту, складывали в них огниво, кремень, мелкие вещи.

Экология и биология.

Лесной вид, но охотится преимущественно на открытых пространствах: над просеками и полянами, над кронами деревьев и водоёмами. Часто поселяется рядом с человеком в городах и сельских населенных пунктах [2]. В качестве летних убежищ использует постройки человека, щели и трещины скал, пещеры.

На охоту вылетает вскоре после захода солнца. Кормится у лесных опушек в редком лесу, часто вблизи от домов по улицам деревень и посёлков. Полёт быстрый и ловкий, с уверенными взмахами крыльев и частыми бросками за летящей добычей.

Размножается один раз в год. Гон в октябре-ноябре. Самки родят по два детёныша в июне-начале июля.

Известна способность этого вида зимовать в холодных убежищах, где температура может опускаться на несколько градусов ниже 0 С [10]. В горах встречается до предгольцового редколесья [13]. В Красноярском крае зимует в пещерах.

Прилёт в зимние убежища наблюдается в октябре-ноябре, вылет – в конце марта. На зимовке проводит 5-6 месяцев [6]. Может совершать сезонные миграции [1].

[custom_ads_shortcode3]

Жилище

У югов было 2 типа жилищ: постоянные и временные. Постоянные имели вид полуземлянок. Это было квадратное или прямоугольное жилище с деревянным каркасом, углубленным в землю. Сверху каркас накрывали досками, дранкой. Дом обогревался с помощью очага, расположенного внутри. Пол утепляли ветками, корой березы, циновками. Из березовой древесины делали простую мебель: столики, топчаны. Временным жильем являлся чум. Его собирали из шестов, скрепляемых внутри деревянными прутьями. Чум покрывали оленьими шкурами или берестой. В центре чума ставили очаг, обложенный камнями. Дым выходил в отверстие наверху. Летом пищу готовили на улице. Чум легко собирался и разбирался. Их перевозили на упряжках или санях-волокушах. На рыболовных стоянках жилищем могли служить лодки. На них сверху пристраивали каюты, сделанные из прутьев деревьев. Крышу крыли берестой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: